RSS Контакты
Республика Таджикистан

Из-за новых запретов лишились работы сотни людей. Кто они?

02.10.2017 | События и репортажи

Как новые запреты на традиции и обряды повлияли на экономическое благосостояние людей, и какие древнейшие профессии могут навсегда исчезнуть в Таджикистане.

Удар по свадебной индустрии

Ограничения в обрядах отразились в первую очередь на заработках певцов, ведущих, операторов, фотографов, владельцев аппаратуры для обслуживания таких мероприятий, а также поваров, самоварщиков, мясников, водовозов, посудомойщиков и т.д.

В новой версии Закона говорится, что проведение обрядов наречения, гахворабандон (укладывание в колыбель), чиллагурезон (окончание сорокодневия после рождения ребёнка), муйсаргирон (первая стрижка ребёнка) и других обрядов, связанных с рождением ребёнка, разрешается только в кругу семьи, без убоя скота и услуг деятелей искусства.

- Раньше не было отбоя от приглашений на различные мероприятия, - говорит Умед, певец местного масштаба. – Я работаю по своей профессии – учителем, но дополнительный заработок, довольно приличный, давал мне талант. Я пел и играл на свадьбах. Теперь в связи с ограничениями люди перестали приглашать музыкантов на «оши нахор», чаепития, дни рождения, обряд обрезания, проводы в армию. Теперь они отмечаются только в кругу семей, остается только одно мероприятие  - свадьба. Конкурентов много, зарабатываю лишь от случая к случаю.

Преподавательница Азиза в свободное время зарабатывала ведущей на свадьбах и других мероприятиях, она прекрасно владеет языком, имеет прекрасный голос.

- Я относилась к своей работе серьёзно, сама разрабатывала сценарии вечеринок и свадеб, - рассказывает она. - Во время проведения мероприятий я использую чистый литературный язык, заставляю певцов и выступающих с поздравлениями не допускать в речи неправильные слова и обороты. Конечно, я теряю в деньгах, но, думаю, мой талант все же пригодится на тех мероприятиях, которые еще не запретили. Вопрос в том, будут ли платить как на свадьбах.

На свадьбах модно приглашать музыкантов, которые играют на карнае или сурнае, дойре или таблаке, они сопровождают процесс с утра до вечера, то есть до приезда «больших артистов» - певцов и танцовщиц.

Амирбек - потомственный сурнаист. До недавнего времени без него не обходилась ни одна свадьба в округе. Теперь он ходит на футбол, развлекает зрителей на трибунах, за это никто ему не платит.

Убрал на полку видеокамеру и Шохрух.

- Оператором я зарабатывал больше, чем на основной работе. Как известно, зарплаты не хватает. Говорят: не смотрите в карман государства, оно платит, сколько может; сами действуйте, находите дополнительные возможности, чтобы улучшить свое финансовое состояние. А теперь что? Я живу в городе, у меня нет другого источника, чтобы полностью  обеспечить семью. Что мне делать теперь?!

Повар Холмирзо-ако из Курган-Тюбе по заказу варил плов на свадьбах. Он приходил к заказчику со всем необходимым снаряжением: казанами разных ёмкостей, половниками, чугунным очагом, ножами. Этим он зарабатывал себе на жизнь.

- Я потомственный повар, в годы Союза работал в системе общепита. В последние годы в связи с кризисом не работаю, но сам создал для себя рабочее место, моими помощниками были сын и племянник. Теперь я пойду в какую-нибудь частную столовую, а помощники отправятся в Россию на стройку, - сетует он.

Хирург вытеснил «усто»

В народе издавна существует ряд профессий или ремесел, которые передаются в семье из поколения в поколение. Среди них -  мастер (усто), который занимается обрезанием - древним, освященным исламом обрядом.

Согласно же новому порядку, обрезание будет проводиться в соответствующих медицинских учреждениях и бесплатно. Но Шамсиддин, потомственный усто, не унывает.

- Наступили новые времена, люди нашей профессии не оказались готовыми к новым вызовам, - размышляет он. -  Развитие современной медицины позволяет провести обряд  более безопасным способом  для ребенка. Я уже стар. Что делать теперь моему сыну, который обязан сохранить нашу семейную традицию? Придётся поступать в медуниверситет, чтобы взять мое дело в свои руки, но уже в роли хирурга. Моя профессия переходит в руки медиков.

Магия в запрете

В проведении обрядов активное участие принимали муллы и ишаны, религиозные деятели. Перед мероприятиями к ним обращались по поводу «хатми куръон» - чтение сур из великой книги, обряда акика, который тоже попал под запрет. Теперь же только официальным имамам разрешается возглавить религиозную сторону свадеб.

Некоторые категории неофициальных мулл лишились еще одного источника дохода – за деньги они писали тексты для амулетов, гадали по книгам, занимались магией, изгоняя злых духов с помощью различных дуа и заклинаний, излечивали больных, колдовали, снимали или наводили порчу, привораживали и т.д.

Теряют свои заработки знахари и гадалки.

Сын Салимы влюбился в дочку богача, а ее родители никак не хотели отдавать свою дочь за бедного человека. Чтобы с помощью дуа святого человека расположить богачей к себе, она долго искала сильного муллу, дуа (обращение к Богу) которого могло бы «перевернуть реку».

- Мне посоветовали искать в соседнем районе, и я приехала с дорогими подношениями. Но мулла побоялся принять меня, ведь сейчас такое время, люди могут и подставить. Он сказал, что не занимается такой ересью.

По совету знакомых Салима пошла к знаменитой гадалке.

- Но она тоже ответила отказом, сказав, что давно не занимается гаданием и ворожбой, - говорит Салима.

«Коммерческий»  плач запрещен

Серьёзные изменения предложены в статью 11 действующего Закона, регулирующую похоронные и траурные обряды.

В некоторых регионах  тело перед погребением обмывали профессиональные специалисты – мурдашуй. Этнографы указывают, что раньше эта специальность передавалась по наследству. Теперь эта профессии канет в небытие.

Во многих регионах Таджикистана существует традиция приглашения специальных плакальщиц. Как правило, они обладают хорошим голосом и знают много траурных песен.

По новым правилам, спроса не будет и на них.

Тахмина из Хорога умеет петь фалак и раньше часто ходила на такие церемонии по просьбе родственников. За день ей платили 50 сомони, еще дарили материал на платье и лепёшки.

- Я работаю в сфере культуры, получаю зарплату 400 сомони, и пение фалака по умершим - это большое подспорье для семейного бюджета. А сейчас этого не будет, - говорит она.

Теряя наследие

В каталоге, созданном НИИ культуры и информации Минкультуры, в 6 разделах перечислены 34 наименования устных традиций, 147 видов исполнительского искусства, 51 обряд,  17 обычаев и практик, 110 национальных блюд и 81 вид  народных игр.

Но ряд наименований нематериальной культуры таджикской нации в связи с запретом на традиционные обряды и обычаи могут попросту исчезнуть.

В разделе устных традиций под угрозой исчезновения оказались такие жанры, как марсия и гиря – траурные песнопения в исполнении тех же самых плакальщиц или плакальщиков (марсияхонхо).

Дуа (мольба) тоже считается духовной традицией. На каждый обряд или обычай есть своя подходящая мольба, многие из дуа произносились при совершении теперь уже запрещенных обычаев, они исчезнут вместе с ними.

- Без дуа не обходится ни одно народное мероприятие у мусульман, будь это радостное или трагическое событие, - говорит бобои Сангмахмад, который много лет бесплатно читает молитвы. Нынешнее поколение не умеет изложить нормально даже соболезнование или поздравление, не говоря о том, чтобы произносить молитву-дуа подобающим образом. Это тоже искусство. Хотя никто не запрещает делать дуа, но постепенно забудут те слова, которые произносятся специально к каждому обряду.

В ряд исчезнувших «специальностей», кроме вышеприведенных, также смело можно отнести и повитух, которые принимали роды на дому, и бибиотун - они проводили обряды мушкилкушо и бибисешанбеги.

Что уж  там, уйдут в прошлое даже песни, посвященные Иди Рамазон и Иди Курбон. «Идгардак» отменен, а значит, этих песен больше не услышат наши дети, наши потомки. А с ними уйдет, потеряется и часть нашей богатой культуры, нашей истории.

 

Источник: http://news.tj/ru/news


URL:
Авторские колонки
Реклама