Многие выступают категорически против избрания в качестве претендента на президентский пост женщины, руководствуясь религиозными нормами, согласно которым женщинам не положено занимать руководящие должности.
"В Коране на это нет запрета"
Информация к размышлению
-
Население Таджикистана – 7,8 млн человек, из них женщины составляют 48,7%
-
Число женщин-депутатов в парламенте страны – 12 человек из 63 (19%)
-
В правительстве одна женщина (вице-премьер)
-
Женщины-руководители джамоатов (местных органов власти) составляют 37%
-
По данным местных правозащитников, 80% женщин в Таджикистане регулярно подвергаются насилию в семье
"В Коране нет ни одного аята, в котором говорилось бы о запрете для женщин заниматься политической деятельностью или быть руководителем. Есть хадис, в котором приведены слова пророка Мухаммеда о том, что государство, возглавляемое женщиной, теряет благословение, но и в нем нет прямого запрета женщине занимать руководящие посты", - сказал Русской службе Би-би-си известный таджикский богослов Ходжи Акбар Тураджонзода.
Споры о возможности участия женщин в общественной и политической жизни продолжаются среди представителей мусульманского духовенства уже несколько десятилетий, начиная с 1950-х годов.
Ведущие исламские богословы и теологи пытались ответить на вопрос о том, что можно и что не рекомендуется делать правоверной мусульманке в современном мире, однако все эти комментарии не ослабили остроты вопроса о роли женщин в обществе и об отношении к этой проблеме мужчин.
В современном исламском мире четко прослеживаются две тенденции: за и против участия женщин в общественной жизни.
Женщины Центральной Азии и большая политика
Единственной женщиной, сумевшей возглавить государство в Центральной Азии, до сих пор остается Роза Отунбаева, бывшая президентом Киргизии. Она также занимала пост министра иностранных дел Киргизии после приобретения республикой независимости, была членом парламента страны и возглавляла политическую партию.
В соседних странах региона возможность прихода на пост лидера страны женщины обсуждалась в основном только в отношении дочерей правящих президентов: Дариги Назарбаевой (Казахстан) и Гульнары Каримовой (Узбекистан). Обе проявили себя как разносторонние личности, однако сказать, что они пользуются большой популярностью в своих странах, нельзя.
Формально все страны Центральной Азии имеют законы, которые должны обеспечивать равенство мужчин и женщин во всех сферах, в том числе и в том, что касается политической карьеры.
В качестве положительных перемен можно отметить, медленный, но, по данным ООН, верный рост числа женщин-депутатов почти во всех государствах региона. Однако в целом ни в одном из них, как и во многих странах бывшего советского блока, так и не достигнут гендерный баланс в высших руководящих органах.
Радикально настроенная часть мусульманского общества, представленная в основном салафитами (приверженцами радикального направления суннитского ислама), набирающими в последние годы определенное влияние в ряде мусульманских стран, выступает за то, чтобы запретить женщинам играть главенствующие роли как в обществе и государстве, так и в семье.
"Свою роль во всем этом играет неправильное понимание мусульманами некоторых аятов и священного писания и хадиса пророка, на который часто ссылаются многие мужчины. Необходимо четко понимать современные реалии, отличающиеся от времени, в котором жил пророк Мухаммед. В нашей ситуации мы должны осознавать, что Таджикистан – это светское государство, а не исламское", - отметил Ходжи Акбар Тураджонзода.
По словам богослова, женщина не может руководить обществом, в котором нет разделения властей и вся власть сосредоточена в одних руках, как это было во времена халифов.
В то же время в обществе, где власть разделена на судебную, исполнительную и законодательную, женщина имеет право занимать руководящие посты, считает он.
Социальные барьеры
Наблюдатели отмечают, что нерешенность социальных вопросов, бедность и массовая миграция не только усугубляют непростое положение женщин в Таджикистане, но и укрепляют и без того распространенное в стране убеждение, что предназначение женщин ограничивается домашним очагом и заботами о домочадцах.
Нередко чрезмерную активность женщин и их желание участвовать в общественной жизни считают греховным поведением.
"Принято считать, что такое отношение к роли женщин в обществе определяется религиозными нормами, но это ошибка. Большее влияние на сознание людей оказывает восточная ментальность, традиции и свои собственные представления о религии. Такое положение дел распространено в бывших советских мусульманских республиках", - подчеркивает лидер Исламской партии Возрождения Таджикистана Мухиддин Кабири.
"При этом в том же Пакистане и Бангладеш, где население более религиозное, а общество более традиционное, женщины неоднократно занимали ведущие позиции во власти", - добавляет он.
Ранее международные организиции заявляли об участившихся случаях грубого нарушения прав таджикских женщин и систематическом насилии против них. Нередко факты насилия замалчиваются, так как в традиционных обществах не принято открыто обсуждать семейные проблемы.
Формально в Таджикистане существуют законы, защищающие от насилия, но, как считают правозащитники, на деле эти документы не работают, и женщины остаются наедине со своими проблемами.
"Роль государства и религии в деле изменения отношения к женщине огромна, - считает Ойнихол Бобоназарова. - Если бы эти два института действительно захотели бы изменить сложившиеся веками стереотипы и менталитет, то наверняка давно бы это сделали".
"Пока власть только ограничивается словами о роли женщин, а нужно ломать стереотипы и назначать женщин на руководящие должности, чтобы и мужчины, и женщины привыкли к таким переменам и относились к ним спокойно", - резюмирует она.