RSS Контакты
Туркменистан

О борьбе Туркменистана с религиозным радикализмом и терроризмом

25.10.2016 | Аналитика

Попытки туркменского режима бороться с исламистами внутри страны путем подавления прав и свобод человека, ареста участников религиозных групп и собраний, в том числе не имеющих никакого отношения к экстремизму, малоэффективны.

Быстрое распространение идей радикального ислама вызывает все большую озабоченность у мирового сообщества. Средневековые методы решения проблем современной жизни, агрессивный метод притеснения немусульман, угнетение женщин и распространение идеологии с помощью силы — таковы некоторые черты, характеризующие радикальный ислам. Некоторые сторонники радикального ислама открыто призывают мстить за гонения верующих мусульман, за смерть собратьев по религии в целях восстановления справедливости в их понимании. Более того, сегодня идеология радикального ислама сеет ненависть и вражду между населениями нескольких мусульманских стран Ближнего Востока и Азии. Расправы, массовые убийства даже собратьев по вере стали обыденным явлением.

Хотя развернутая западной коалицией кампания по борьбе с Исламским государством Ирака и Леванта на территории Афганистана и Сирии понемногу приносит свои позитивные плоды, все же распространение радикального ислама все еще продолжается и его очень трудно остановить. По мнению бывшего советника президента США Томаса Грэма, сегодня основной источник проблем в регионе не Афганистан, а бывшие советские центральноазиатские республики. Демографический рост, слабое экономическое развитие, бедность, дают почву для распространения экстремизма, в том числе радикального ислама.

К сожалению, не все центральноазиатские страны способны оказать адекватное сопротивление и противостоять распостранению исламского радикализма, в связи с чем есть вероятность стать легкой добычей террористов.

Например, Туркменистан. В «Глобальном рейтинге военной мощи-2016» (Global Firepower Military Ranks-2016), Туркменистан занимает 86 место из 126 стран мира. По данным издания, численность туркменской армии составляет 22 тыс. военнослужащих, при ежегодном наличии 110 тысяч лиц призывного возраста и 2,255 млн.пригодных для военной службы. На вооружении туркменской армии находятся: 712 единиц танков (в основном устаревших Т-72); 1941 единица БТР и БМП; 68 единиц 120, 122 и 152 мм самоходных артиллерийских установок; 269 единиц буксируемой артиллерии; 110 реактивных систем залпового огня; 63 самолета, (в том числе — 24 истребителя-перехватчика, 18 транспортных), а также 16 вертолетов. Почти вся военная техника, доставшаяся Туркменистану после распада Советского союза морально и технически устарела. Оборонный бюджет Туркменистана составляет 200 млн. долларов.

По оценкам военных экспертов, туркменская армия плохо обучена, имеет слабую техническую оснащенность. Средств, выделяемых государством, не хватает на поддержание стабильности на туркмено-афганской границе, где все чаще гибнут туркменские военнослужащие. Местное же население всячески пытается уклониться от прохождения воинской службы по призыву.

В случае дальнейшей эскалации внутриафганского конфликта и продвижения, например боевиков ИГИЛ через северные провинции Афганистана в сторону центрально-азиатских республик, у Туркменистана меньше всего шансов отстоять свою территорию. Туркменистан должен понимать, что без помощи Евросоюза и США противостоять угрозе распространения радикального ислама невозможно. Ведь только благодаря войскам НАТО, которые ведут антитеррористическую кампанию на территории Афганистана, исламистов удалось оттеснить из центра в северные провинции. Однако, несмотря на это, Ашхабад недальновидно отказался от предложений Запада по оказанию военной помощи.

В конечном итоге, вцепившись в свой статус нейтрального государства, президент Бердымухаммедов может потерять Туркменистан. Попытки туркменского режима бороться с исламистами внутри страны путем подавления прав и свобод человека, ареста участников религиозных групп и собраний, в том числе не имеющих никакого отношения к экстремизму, малоэффективны. Как отмечал на недавнем совещании ОБСЕ в Варшаве Виталий Пономарев из Правозащитного центра «Мемориал», имеются могочисленные факты преследования туркменскими властями людей, исповедующих традиционный ислам. Он рассказал, что несколько мусульман из Дашогузского велаята осуждены на длительные сроки и с тех пор родственникам о них ничего не известно. Аналогичные случаи происходят и в других велаятах. Нет сомнения, что в совокупности все вышеперечисленные действия в будущем вызовут рост протестных настроений среди верующих.

Угроза Туркменистану со стороны радикальных исламистов, осевших на территории Афганистана, вынудит ее обратиться за помощью к ведущим державам. Например, США уже намерены помогать Туркменистану путем реализации программ в рамках стратегического партнерства «С5+1», а также по линии USAID. Эти программы направлены на создание правовых демократических основ, на экономическое развитие страны, привлечение инвестиций, региональную экономическую интеграцию, а также безопасность в контексте борьбы с терроризмом, стабилизации ситуации в Афганистане и улучшения пограничной инфраструктуры.

В конечном итоге активная помощь США региональным державам может сыграть ключевую роль в вопросах обеспечения безопасности в Центральной Азии.

 

Азат Реджепов

Специально для «Гундогара»


URL:
Авторские колонки
Реклама