RSS Контакты
Туркменистан

Посол РФ в Ашхабаде: идем по пути сотрудничества, сворачивать не будем

09.02.2015 | Новости

Посол России в Туркменистане Александр Блохин ответил на вопросы РИА Новости о российско-туркменских отношениях и о противодействии попыткам переписать историю.

Туркменистан среди государств постсоветского пространства всегда стоял особняком, что дало повод ряду политологов говорить о закрытости этой страны и ее стремлении к изоляции. Накануне Дня дипломата посол РФ в Туркменистане Александр Блохин ответил на вопросы РИА Новости.

— Александр Викторович, президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов в конце прошлого года на встрече с туркменскими послами в зарубежных странах сказал, что Россия является стратегическим партнером Туркменистана. А какое место во внешней политике России занимает Туркменистан?

— Все взаимоотношения, со всеми странами СНГ — а Туркменистан является ассоциированным членом Содружества — всегда занимают особое место и являются приоритетными. Об этом много раз говорил президент России Владимир Путин, в частности во время совещания с российскими послами в Москве в прошлом году. И мы хотим и делаем все для того, чтобы отношения с Туркменистаном развивались и укреплялись.

У нас очень большой исторический опыт, мы вместе жили в одном государстве. Культура наших народов переплетена, мы экономически связаны на протяжении длительного времени. Поэтому ни одной из сторон не интересно разрушать все, что было создано прежде. Наоборот, мы заинтересованы создавать все новые связи — экономические, политические, гуманитарные. И как показала встреча Владимира Путина с Гурбангулы Бердымухамедовым в Астрахани в сентябре прошлого года, как показал совсем недавний визит министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова в Ашхабад, мы твердо идем по пути расширения сотрудничества и с этого пути сворачивать не собираемся.

— Как вы думаете, не повлияет ли на российско-туркменские отношения тот факт, что Туркменистан пока не рассматривает вопрос о вступления в Евразийский экономический союз, которому Россия придает большое значение?

— Российская Федерация никого насильно в этот союз привлекать не собирается. Я думаю, что Евразийский экономический союз будет сам за себя говорить по той причине, что после того, как Россией, Казахстаном и Белоруссией было создано единое таможенное пространство, товарооборот между членами таможенного союза значительно возрос. И это дало только единое таможенное пространство.

Евразийский экономический союз дает еще более широкие возможности для сотрудничества, устанавливая свободное перемещение капиталов, рабочей силы, партнерство в образовании, безвизовые поездки, координацию действий во внешнеэкономической сфере. Там масса преимуществ, и неспроста туда уже вступила Армения и в скором времени вступит Киргизия.

Но я еще раз подчеркиваю, и это наша принципиальная позиция. Если Туркменистан, обладая статусом нейтрального государства, считает для себя нецелесообразным вступать в ЕАЭС, это его дело как суверенного государства. И я уверен, что такая ситуация не отразится на наших отношениях, потому что слишком многое нас связывает с Туркменистаном и мы намерены только развивать эти связи.

— Российские дипломаты представляют Российскую Федерацию в разных странах и отношения к ним, как и к стране, разное. А как вам работается в Ашхабаде? Не приходится, как некоторым российским послам в других странах, тратить время на противодействие попыткам переписать историю?

— Вы затронули очень болезненную тему, которая выходит далеко за рамки отношений России и Туркменистана или России с какой-либо другой страной. Сейчас появилось немало тех, кто хотел бы переписать историю и поставить все с ног на голову. Я думаю, что это очень опасная тенденция. Попытки переписать историю под текущий политический момент могут обернуться большой проблемой для тех, кто это пытается делать.

Посмотрите, что происходит на Украине. Сейчас на Украине фашисты объявляются героями, в то время как сама Украина, наверное, больше других республик СССР пострадала от нашествия фашистов, потеряв в борьбе с фашизмом огромное количество людей. Если бы мне кто-нибудь 20 лет назад сказал, что такое может произойти, я бы назвал этого человека ненормальным. Но мы сегодня эту ненормальность видим в реальности.

Что касается Туркменистана, то я скажу, что мы высоко ценим позицию туркменской стороны по отношению к памяти тех людей, которые победили фашизм. Я имею в виду отношение президента Туркменистана и правительства к ветеранам, то внимание, которое им оказывается. В прошлом году мы открыли здесь замечательный мемориал в память погибших в Великую Отечественную войну. Каждый год 9 мая здесь проходят мероприятия в честь победы. Здесь у нас нет никаких расхождений с Туркменистаном. И мы это высоко ценим, потому что Туркменистан не относится к тем странам, которые ради политической конъюнктуры пытаются переписать историю.

— Александр Викторович, мы беседуем с вами накануне Дня дипломата, и здесь можно было бы сказать несколько слов о значении работы дипломатов, хотя бы на примере взаимоотношений России и Туркменистана.

— Я хотел бы несколько слов сказать о взаимодействии наших дипломатических служб — России и Туркменистана. Доверительные, открытые отношения между лидерами России и Туркменистана, доверительные и открытые отношения между руководителями дипломатических служб России и Туркменистана значительно облегчают работу дипломатов.

Я уверен, что те добрые отношения, которые есть между Россией и Туркменистаном, во многом связаны и с такой тесной работой наших дипломатических служб.

Исходя из такого хорошего отношения к нам президента Туркменистана, российским дипломатам в Ашхабаде легче работать в направлении укрепления взаимоотношений, потому что других отношений, кроме как открытых и доверительных, здесь быть не может.


URL:
Авторские колонки
Реклама