RSS Контакты
Туркменистан

В Туркменистане переписывают конституцию. Что изменится?

07.03.2016 | События и репортажи

Как только проект новой редакции Конституции был опубликован, все, кто наблюдает за ситуацией в Туркменистане, пришли к одному выводу — Аркадаг идет по пути Туркменбаши и собирается править пожизненно.

В Туркменистане кипит работа по совершенствованию Основного Закона страны. Конституционная комиссия под чутким руководством президента Курбанкули Бердымухаммедова полтора года трудилась над проектом новой Конституции, пока, наконец, в начале февраля нынешнего года текст не был одобрен и представлен для всенародного обсуждения.

Как только проект новой редакции Конституции Туркменистана был опубликован, он тут же попал под пристальное внимание журналистов, политологов, правозащитников, прочих экспертов — всех, кто наблюдает за ситуацией в Туркменистане, и все они пришли к одному выводу — Аркадаг идет по пути Туркменбаши и собирается править пожизненно, для того и Конституцию решил подстроить под свои, далеко идущие планы.

Давайте посчитаем: Бердымухаммедову сейчас 58. Он мог бы спокойно и безо всяких конституционных реформ переизбираться каждые пять лет, включая выборы 2027 года — ему тогда будет 69, и гарантированно править до 2032 года. Ну а в 74 года пора уже о более спокойной жизни подумать, а не о сохранении власти.

Средняя продолжительность жизни в Туркменистане — чуть больше 60 лет. О каких 70-летних президентах речь?

Поэтому популярную среди наблюдателей версию о том, что Бердымухаммедов решил переписать Конституцию под себя, я считаю несостоятельной. Семилетний президентский цикл вместо пятилетнего ничего ему не дает, а «пожизненно» не означает «вечно», кому как не бывшему доктору, пусть и стоматологу, это понимать. Тем более, учитывая серьезные проблемы президента со здоровьем, о которых в Туркменистане сегодня говорят все и повсюду.

Для чего же в таком случае Бердымухаммедову понадобилось «совершенствовать» Конституцию? Какой во всем этом несвоевременном, на первый взгляд, мероприятии скрыт практический смысл? Ответить на эти вопросы можно, лишь присмотревшись внимательнее, чем новая Конституция будет отличаться от действующей, по каким-то причинам Аркадага не устраивающей.

Если отбросить введенные в Основной закон обещания и пафосные тезисы, вроде приверженности народа Туркменистана общечеловеческим ценностям, гарантий социальной защищенности и прочих продуктов конституционной графомании, обуявшей Бердымухаммедова, останется лишь несколько существенных отличий проекта Конституции-2016 от Конституции-2008:

1) Новая норма о недопустимости сбора, хранения, использования и распространения информации о личной жизни граждан без их согласия;

2) Новая норма о праве граждан на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды и праве на возмещение вреда, причинённого здоровью и имуществу в результате нарушения экологического законодательства или стихийных бедствий;

3) Отмена верхнего предела возраста кандидата в Президенты Туркменистана (В редакции 2008 года составлял 70 лет);

4) Отмена ограничения по месту работы кандидата в Президенты Туркменистана в течение предшествующих выборам 15 лет;

5) Увеличение срока полномочий избранного Президента Туркменистана с 5 до 7 лет;

6) Новая норма о переходе президентских полномочий к Председателю Меджлиса в случае, если Президент Туркменистана по тем или иным причинам не может исполнять свои обязанности, впредь до избрания нового президента. (В редакции 2008 года президентские полномочия переходили к одному из заместителей Председателя Кабинета министров на основании решения Государственного совета безопасности).

7) Новая норма о невозможности внесения изменений в Конституцию Туркменистана в период между переходом полномочий президента к Председателю Меджлиса и выборами нового президента.

Первые два пункта касаются действительно важных вопросов, связанных с правами человека. И хотя эти права вполне могли быть обеспечены обычным законодательством и Конституцию ради этого трогать необязательно, такие поправки с натяжкой можно признать обоснованными.

А вот далее следует целый букет нововведений, из-за которых, собственно говоря, и разгорелся сыр-бор.

Если предложенный проект Конституции будет принят (а он будет принят!), то, когда Бердымухаммедов уйдет, Президентом Туркменистана, как минимум на 7 лет до следующих выборов, сможет стать любой гражданин старше 40 лет, в течение последних 15 лет проживающий и работающий в Туркменистане. А если по каким-либо причинам Бердымухаммедов вдруг не сможет исполнять свои обязанности, то эти обязанности за него вплоть до выборов нового президента, максимально в течение 2 месяцев, будет исполнять Председатель Меджлиса. Конституцию при этом менять будет нельзя, пока новый президент не вступит в должность.

Ну, и при чем тут пожизненное президентство Бердымухаммедова?

Нет, несомненно Курбанкули Мяликкулиевичу есть к чему стремиться. По сравнению с мастодонтами президентского цеха он вообще еще мальчишка. Коллега Ислам Каримов в Узбекистане «победил» на своих очередных выборах в 77 лет, коллега Ким Ён Нам в Северной Корее — в 85, а коллега Роберт Мугабе в Зимбабве — и вовсе в 89. (Всем троим, кстати, конституция традиционно до фонаря).

Какое-то время он, конечно, еще попрезидентствует, но все же возьму на себя смелость предположить, что не для себя затеял Бердымухаммедов переписывать Конституцию, а для того, кто придет на его место.

Не знаю, кто бы это мог быть, однако теперь кандидату необязательно будет 15 лет состоять на государственной службе. Путь, которым сам Аркадаг пришел к власти — слегка поперек Конституции, планируется перекрыть, а для этого очень скоро Меджлис обретет нового, более правильного председателя. Силовики уже посыпались…

В ситуации, когда в стране скоро закончатся деньги, все происходящее: от конституционной реформы до многомиллиардных строек — кажется абсолютно неуместным. Видимо, тот, кто руководит этими безумными проектами, знает чуть больше остальных и торопится побольше украсть и понадежнее спрятать.

Арслан Мамедов

Специально для «Гундогара»


URL:
Авторские колонки
Реклама