Мусульмане и парламентские выборы в Украине03.10.2012 | Аналитика28 октября в Украине состоятся очередные выборы в Верховный Совет страны. Предвыборная кампания, начавшаяся еще летом, уже близка к определенному «пику» своей активности. Обсуждаются программы кандидатов, сами кандидаты идут «в народ», время от времени политический дискурс сотрясается от скандалов, связанных то с использованием админресурса, то подкупом избирателей, то еще какими-либо нарушениями закона. Впрочем, судя по общественной реакции, украинцы уже к этому привыкли. Избирательная кампания этого года имеет одно существенное отличие: учитывая явное «похолодание» в отношениях Украины со всеми основными игроками западной политики (ЕС, США), выборы действительно могут стать «экзаменом на демократию». В этой статье мы постараемся взглянуть на парламентские выборы с несколько иной стороны. Очень важно знать, что нового принесет новый состав парламента и местных органов власти мусульманам Украины. Ведь несколько сотен тысяч мусульман – это также часть электората, мнение которых может существенно повлиять на исходы выборов в регионах. Особенно показателен в этом отношении Крым: в ряде районов (Белогорский, Кировский, Нижегорский, Ленинский районы) доля крымских татар (в абсолютном большинстве мусульман) приближается к 30 процентам. В связи с этим возникают следующие вопросы: а влияет ли исламская идентичность на электоральные симпатии украинского избирателя? Существует ли в Украине перспектива создания исламских партий? Что нового несут мусульманам программы кандидатов в случае их реализации? В первую очередь следует отметить, что далеко не все мусульмане Украины являются гражданами страны и, как следствие, могут принимать участие в выборах. Собственно «мусульмане-избиратели» – это либо родившиеся в Украине, либо натурализовавшиеся за последние годы мигранты (репатрианты). К ним можно прибавить и небольшое число живущих в Украине новых мусульман, многие из которых занимают активную общественную позицию. В итоге можно утверждать, что голосовать на выборах в Украине могут, в основном, мусульмане из следующих этнических групп: крымские татары (почти 300000), поволжские татары (более 50000), выходцы из других государств СНГ (азербайджанцы, узбеки и др.) и более десяти тысяч новообращенных украинцев (русских, белорусов). Для начала следует задаться вопросом о том, какие мнения относительно голосования существуют среди авторитетных ученых уммы в целом. Единства, в этом вопросе, к сожалению, нет: существуют как радикальные позиции (полное неприятие политики в «неисламской» стране), так и компромиссные. К последним, например, относится часто цитируемая фетва саудовского ученого Мухаммада Салиха аль-Мунаджида, который на вопрос голосования за не-мусульман ответил так: «Это один из вопросов, ответ на который изменяется с изменением времени и места и нельзя дать один универсальный ответ для всех возможных ситуаций... Иногда возникают ситуации, когда участие в выборах разрешено для уменьшения вреда, например, в случае, когда все кандидаты не мусульмане, но один из них относится более благосклонно к мусульманам и участие мусульман решит исход выборов... При этом не надо ошибочно полагать, что тот, кто разрешает голосование, поддерживает неверие и согласен с ним. Это делается лишь для пользы мусульман, а не из любви к неверию. Ведь мусульмане обрадовались победе римлян над персами, и победе Негуса в Эфиопии над теми, кто хотел лишить его царства, как это известно из истории»[1]. В среде украинских мусульман дискуссии подобного рода также весьма распространены. Например, действующая в Крыму организация «Хизб ат-Тахрир» прямо призывает своих сторонников не принимать участия в выборах: «Участие в выборах, с точки зрения законов Шариата – запретно (харам), так как правление в демократических странах основывается не на Исламе, а парламент выполняет законодательную деятельность вместо Всевышнего Аллаха»[2]. В то же время другие организации украинских мусульман, в частности, Ассоциация «Альраид» и Духовное управление мусульман Украины «Умма», неоднократно заявляли о необходимости участия мусульман в выборах: как отмечал еще в 2010 году муфтий ДУМУ «Умма» Саид Исмагилов, «мы призываем единоверцев занять активную гражданскую позицию и отдать свой голос за тех кандидатов, которые гарантируют дальнейшее развитие демократии в стране, будут защищать права и свободы граждан, обеспечат свободу вероисповедания и свободу слова, будут бороться с коррупцией и нацелены на активное сотрудничество как с европейским Западом, так и с мусульманским Востоком»[3]. Заявления такого рода во многом отражают позицию модернистских исламских движений вроде «Братьев-мусульман», призывающих мусульман занимать активную общественную и политическую позицию независимо от государственного строя. Интересно, что мусульмане Украины имеют опыт участия в выборах не только как избиратели, но и как кандидаты. В 1997 году появилась первая официально зарегистрированная исламская партия – «Партия мусульман Украины» (ПМУ), созданная в среде поволжских татар и возглавляемая Рашидом Брагиным. Пресса традиционно связывала партию с украинским бизнесменом и политиком Ринатом Ахметовым[4]. Необходимость создания Партии обосновывалась ее лидерами так: «В идеологическом аспекте партия опирается на политические основы Ислама. Малочисленные конфессии Украины, в том числе и Ислам, связаны с политикой. Это выражается как в существовании религиозно-политических организаций, так и в участии духовенства в политике. Обращение Ислама в политику зиждется на изначальном единстве в Исламе духовного и светского начал.... Несмотря на противоречивый характер рассматриваемой проблемы, ниша для ислама и мусульманства в украинской общественной жизни возникла и будет в перспективе заполняться. Сегодня никто не может отрицать, что апелляция к Исламу – это один из факторов внутриполитической ситуации в Украине»[5]. Парламентские выборы 1998 года не принесли ПМУ значительных успехов (52613 голосов, что составляло 0,19%), поэтому в 2011 году руководство приняло решение о самороспуске и последующем вхождении в Партию Регионов. Интересно отметить, что даже сегодня многие религиозные лидеры, особенно из Донецкого региона, вспоминают этот проект как довольно-таки масштабный: «Мусульмане очень многого ожидали от этой партии, но она в данный момент фактически прекратила свою деятельность. Когда мусульмане создавали ее, они рассчитывали, что смогут с ее помощью бороться за свои права. Например, добиться права для женщин-мусульман фотографироваться на паспорт в головных уборах. Во многих христианских странах женщинам это разрешено, но в Украине мусульманка вынуждена платить взятку в паспортный стол, чтобы начальник разрешил фото с покрытой головой. Партия нужна была, чтобы решать такие вопросы, но организовать ее работу не удалось, поэтому интересы мусульман Украины, к сожалению, никто не представляет», – заявил в недавнем интервью муфтий ДУМУ «Умма» Саид Исмагилов[6]. Действительно, уже более 10 лет специфических «исламских проектов» в украинской политике нет. Конечно, в списках и Партии Регионов, и других крупных политических сил есть несколько кандидатов, исповедующих ислам, однако говорить об организованных исламских группах пока не приходится. Меджлис крымскотатарского народа, ориентирующийся скорее на этнический фактор, чем религиозный, представлен двумя кандидатами в списках оппозиционного блока «Родина – Фронт Перемен» – бессменным лидером Мустафой Джемилевым (12-ое место) и его заместителем Рефатом Чубаровым (111-ое место). Правда, судя по событиям в некоторых регионах Крыма, в отдельных случаях члены местных «меджлисов» поддерживают Партию Регионов – например, в двух округах Меджлис выдвинул кандидатов, которые явно оттянут часть голосов от союзных ему членов блока «Родина – Фронт Перемен»[7]. Противостоящая Меджлису общественная организация «Милли Фирка» выдвинула своего кандидата по мажоритарному округу (6-ой округ, включающий Феодосию и ряд соседних районов) Альмира Самадинова. В программе кандидата, есть, например, следующие пункты: «Интеграция крымскотатарского народа в Крымское и Украинское сообщество с сохранением национальной идентичности на основе социо-культурного и духовного единства с тюркским миром; обеспечение гражданского мира и согласия в Крыму на основе взаимного уважения и толерантных отношений между всеми этническими общностями, национальными группами, конфессиями и диаспорами полуострова».[8] Согласно данным, которые можно подсчитать на сайте ЦИК Украины, по избирательным округам Крыма в парламент баллотируется еще десятоккандидатов, имеющих крымскотатарское происхождение и, в отдельных случаях, декларирующих в программах защиту национальных и религиозных меньшинств – трое самовыдвиженцев, двое – от «Родина – Фронт Перемен», по одному – от «Украина – Вперед!» и «УДАР», еще трое – от других политических сил[9]. Учитывая тот факт, что всего по округам Крыма в парламент выдвигается 213 кандидатов, приведенные цифры свидетельствуют о том, что и «крымскотатарский», и «исламский» вопрос имеют определенное региональное значение. Согласно одному из социологических опросов, проведенных в середине сентября группой «Рейтинг», преодолеть необходимый процентный барьер может четыре политических силы – «Партия Регионов» (21,5 %), «Родина – Фронт Перемен» (18,6 %), Украинский Демократический Альянс за Реформы(9,9 %), Коммунистическая Партия Украины (9,1%). Еще две партии, имеющие рейтинг около трех процентов, также, по утверждениям социологов, могут пройти в парламент – «Украина – Вперед!» и «Свобода»[10].Имееюся ли в программах этих политических сил тезисы, могущие прямо или косвенно влиять на положение мусульман в Украине? По мнению экспертов из Института религиозной свободы (ИРС), большинство политических партий предпочитают не выражать свое отношение к свободе вероисповедания и государственно-церковным отношениям[11]. Это, впрочем, не означает, что вопрос о религии, ее роли в обществе, религиозных либо этнических меньшинах вообще не поднимается кандидатами в народные депутаты. Так, в программе «Партии регионов» присутствует пункт о «законодательно утвержденном праве гражданина на родной язык»[12], что косвенно может иметь отношение к приданию статуса «регионального» крымскотатарскому. Впрочем, традиционно эта политическая сила делает главный акцент на социально-экономические вопросы, поэтому в отсутствии пунктов о «духовной жизни» общества нет ничего удивительного. Судя по всему, современное состояние отношений между религиозными и государственными институциями в Украине вполне отвечает позиции «Партии регионов». Таким образом, в случае победы этой силы на выборах, ждать чего-либо нового в отношении исламских общин не приходится. В программе блока «Родина – Фронт Перемен» есть один пункт, прямо говорящий о роли религиозных организаций: «восстановим конституционные принципы свободы совести и равенства религиозных организаций перед законом, искореним практику коррумпирования и запугивания властью церковной иерархии и политическое давление на общины верующих. Запретим приватизацию культовых зданий, а также сооружений и имущества, отчужденных в свое время у Церкви, выполним обязательства, которые взяла на себя Украина в сфере государственно-церковных отношений при вступлении в Совет Европы. Не позволим использовать религиозные организации для реализации политических целей других государств». В этой ситуации поставлена цель деполитизации религии и сохранение за религиозными организациями их имущественных прав; впрочем, отсутствует утверждение ореституцииимущества религиозным организациям (не совсем понятно, будет ли поднят вопрос о, например, возвращении мечетей мусульманам нескольких городов). В этой же программе говорится об обеспечении развития других языков при условии сохранения украинского как единого государственного[13]. Очень четко сформулирована перспектива религиозного вопроса в программе Коммунистической партии Украины. «Строители социализма» однозначно декларируют «поддержку канонической Православной церкви и верующих других конфессий», имея в виду, очевидно, Украинскую Православную Церковь (Московский Патриархат). Также говорится о проведении референдума по вопросу придания русскому языку статуса государственного[14]. Если учесть тот факт, что «рядовой» избиратель компартии – обычно личность пенсионного либо предпенсионного возраста, живущий на юго-востоке Украины, имеющий сентимент к понятию «канонический» и испытывающий явную ностальгию по советскому прошлому, можно вполне предположить, что указанный пункт – это скорее попытка удержать электорат, чем привлечь новых членов. Последние заявления лидера украинских коммунистов Петра Симоненка в отношении депортации крымских татар как «спасения» вряд ли привлекут на сторону коммунистов даже небольшое число не только этого народа, но и мусульман-избирателей вообще. Партия Виталия Кличко («Украинский Демократический Альянс за Реформы», УДАР) обошла вопрос религии стороной. Впрочем, на недавней встрече в Донецке лидер партии однозначно заявил, что партия придерживается конституционного принципа «разделения церкви и государства». Точно также Кличко отнесся и к языковому вопросу, отметив, что «он не имеет значения как для жителей востока, так и для жителей запада Украины»[15]. Столь молодая партия, возникшая в 2010 году, пока не зарекомендовала себя в каких-либо определенных религиозных симпатиях. Таким образом, как и в случае с «Партией регионов», УДАР опирается на уже достигнутый статус-кво. Точно также религиозную проблематику обходит партия «Украина – Вперед!» и Всеукраинское объединение «Свобода». Последнее, впрочем, декларирует явно праворадикальную симпатию, поэтому вряд ли сможет привлечь на свою сторону избирателей-мусульман. То же самое касается и партии «Наша Украина» экс-президента Виктора Ющенка, которая уже не один год заявляет о необходимости создать «единую украинскую поместную церковь»[16]. Подведем итоги.Если оценивать политическую ситуацию в Украине с точки зрения влияния на исламское сообщество страны, то за эти годы достигнуто очень многого: мусульмане в целом пользуются свободой вероисповедания (хотя и не без проблем), основные духовные управления не ведут политической агитации (в отличие от, например, некоторых православных церквей), а предвыборные программы кандидатов не содержат положений, могущих нести угрозу национальным либо религиозным меньшинствам, в том числе и мусульманам. Однако, как показывает практика выборов на постсоветском пространстве в целом (да и в других странах), не стоит обольщаться предвыборными программами, которые так часто остаются без выполнения. Представляется, что в таких условиях мусульманские организации должны инициировать диалог с властью и громко заявлять о своих проблемах: и о выделении земельных участков, и возвращении зданий мечетей, и содействия развитию национальных языков и культур. В сегодняшних условиях вряд ли такую функцию сможет выполнить проект вроде специальной «исламской партии»: в Украине даже партии с приставкой «христианская» набирают мизерное число голосов. Да и в условиях противоречий между духовными управлениями такая партия станет лишь частным, изолированным проектом, неспособным консолидировать мусульманскую умму страны. Нужны реальные площадки для диалога между исламскими объединениями и государством: это может быть Всеукраинский совет церквей и религиозных организаций, или другая структура. Ключевую роль здесь должно сыграть присутствие ислама не в политической, а в общественной сфере: развитие медиа, книгоиздательство, организация культурной активности. Можно утверждать, что определенная дистанция от политических процессов пока идет на пользу исламским объединиям Украины; однако чем громче мусульмане будут заявлять о своих правах, тем больше шансов будет сохранить нынешние достижения и в дальнейшем. Михаил Якубович, специально для «Ислам в СНГ» [1][1]Разрешается ли мусульманам голосовать за немусульман от которых меньше вреда?, http://www.islam-qa.com/ru/ref/3062. [2]Лутфие Ремзы Кезы. Война, которой нет // Возрождение. – 2009. – No. 19. – С. 7. [3]ДУМУ «Умма» и Ассоциация «Альраид» призывают украинских мусульман принять активное участие в выборах, http://islam.in.ua/3/rus/full_news/4875/visibletype/1/index.html. [4]Минюст ликвидирует "Партию мусульман Украины", которую связывали с Ринатом Ахметовым, http://censor.net.ua/news/155288/minyust_likvidiruet_partiyu_musulman_ukrainy_kotoruyu_svyazyvali_s_rinatom_ahmetovym. [5]Брагин, Рашид, Баширов Ислам. Партия мусульман Украины, Политические основы ислама, http://www.iai.donetsk.ua/_u/iai/dtp/CONF/5/1_sec_html/s1a4.htm. [6]Мусульмане в Донбассе. Интервью с муфтием Саидом Исмагиловым, http://www.gp.dn.ua/?p=12798. [7]Шаймарданов, Ринат. «Титаник» оппозиции напоролся на айсберг Джемилева, http://www.milli-firka.org/content/DBAGBDGA/title/%D0%A2%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BA-%D0%BE%D0%BF%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B8/. [8]Кандидат от Милли Фирка будет участвовать в парламентских выборах, http://www.milli-firka.org/content/DBAGBBCF/title/%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D1%82-%D0%BE%D1%82/. [9]Кандидати в округах, http://www.cvk.gov.ua/pls/vnd2012/wp032?PT001F01=900. [10]Динамика рейтингов партий и политиков сентябрь 2012, http://vibori.co.ua/content/137/dinamika-reitingov-partii-i-politikov-sentyabr-2012/1/. [11]Выборы 2012: Партии предпочитают умалчивать о вопросах государственно-церковных отношений, http://www.irs.in.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=1115:1&catid=34:ua&Itemid=61&lang=ru. [12]От стабильности — к благополучию. Предвыборная программа Партии регионов, http://www.partyofregions.org.ua/news/event/5018ed00c4ca42cc440002a0. [13]Програма об'єднаної опозиції, http://byut.com.ua/storage/article/doc/za_prog.pdf. [14]Передвиборна програма Комуністичної партії України, http://www.cvk.gov.ua/pls/vnd2012/showdoc2?PF7171=11&PID409=27. [15]http://gazeta.ua/ru/articles/politics/_klichko-uveren-chto-vopros-yazyka-nikomu-ne-vazhen/457299, gazeta.ua/ru/articles/politics/_klichko-uveren-chto-vopros-yazyka-nikomu-ne-vazhen/457299. [16]Передвиборча програма об'єднання патріотичних сил «Наша Україна» «Україна навіки!», http://www.cvk.gov.ua/pls/vnd2012/showdoc2?PF7171=109&PID409=27. URL: |
Авторские колонки
Реклама
|