«Мавританские» мотивы в архитектуре юга Украины27.05.2017 | Исламская культураОбезображенный войною, Цветущий край осиротел; Исчезли мирные забавы; Уныли селы и дубравы, И пышный замок опустел. А. Пушкин, «Бахчисарайский фонтан» Мусульманские государства на юге Украины существовали на протяжении пяти столетий. За это время были построены десятки городов, создана развитая экономика, культура и наука. В конце XVIII века налаженная система рухнула. Завоеватели не только уничтожили культурные ценности покоренных народов, но и выселили большую часть жителей Причерноморских степей. Но влияние исламской культуры и религии на украинских землях оказалось намного сильнее, чем представлялось имперским идеологам. В 1832 году американский писатель В. Ирвинг опубликовал сборник романтических легенд «Альгамбра». Он возник под впечатлением от поездки писателя на юг Испании, в Андалусию. Многие рассказы посвящены культуре местных мусульман — мавров, существовавшей в средние века. Книга Ирвинга была переведена на многие европейские языки и послужила толчком для моды в литературе, музыке, живописи и архитектуре. Эта мода очень быстро дошла до Одессы, Николаева, Херсона и Крыма. В Алупке по заказу графа М. Воронцова был построен дворец в неомавританском стиле. Его архитектор, англичанин Э. Блор, попытался совместить элементы андалузской архитектуры с готическими мотивами. Южный вход дворца имеет арку, на которой вырезана надпись на арабском языке: «И нет победителя, кроме Аллаха». Еще один дворец, в котором традиции европейского зодчества соединились со средневековым мавританским стилем, был построен в селе Петровка, недалеко от Одессы. Это так называемый «Замок Курисов», строительство которого началось еще в начале XIX века, но свой неомавританский облик сооружение приобрело лишь в 90-е годы благодаря работе одесского архитектора Н. Толвинского. Барская усадьба стараниями Толвинского превратилась в сказочный замок, построенный из местного ракушечника и кирпича английской фирмы «Рамсей». К сожалению, прекрасный памятник архитектуры был в значительной мере уничтожен пожаром в начале 90-х годов ХХ столетия. В настоящее время усилиями энтузиастов и меценатов начались реставрационные работы, благодаря которым «Замок Курисов» постепенно начинает возрождаться к жизни. Пожалуй, самым богатым городом Украины на памятники неомавританского стиля является Одесса. Настоящим шедевром зодчества, который мог бы украсить любой европейский город, является здание, построенное на улице Елисаветинской в 1894 году по проекту архитекторов В. Мааса и А. Бернардацци. Его фасад украшен ажурным кружевом каменной резьбы и колоннами, напоминающими о дворце Альгамбра в Гранаде. Среди творений Мааса есть еще одно здание, навеянное романтикой мавританской архитектуры Аль-Андалуса. Дом Вайнберга, расположенный на углу улицы Коблевской и Соборной площади, ныне изуродованный кондиционерами и нелепой покраской, но в свое время был не только украшением улицы, но и всей центральной части города. Маас сумел несколькими мазками создать яркий и светлый образ, выделяющий дом на фоне унылых доходных сооружений, расположенных по соседству. Настоящей архитектурной жемчужиной является «Мавританская арка», построенная по проекту архитектора В. Шмидта на Французском бульваре. Три ее арки (одна надвратная и две над окнами) отсылают нас к знаменитой мечети Мескита в Кордове, сохранившей до наших дней непревзойденный стиль подлинной мавританской архитектуры Пиренейского полуострова. «Мавританская арка» была построена как парадный вход в поместье богатого домовладельца Жданова. В начале ХХ века на улице Ришельевской был сооружен пятиэтажный жилой дом Нолле. Архитектор Е. Смидович, проектировавший здание, сумел достичь гармонии стилей, встроив в уже сложившийся ансамбль улицы свое неординарное творение. Над аркой центрального входа четырежды арабским куфическим письмом вырезана фраза: «Султан малик аль-алем» (Султан — повелитель этого мира). Даже среди старожилов Николаева мало кто знает, что в городе находится здание, которое ранее было мечетью. В 1795 году в поселке Терновка (ныне территория города Николаева) существовала большая мусульманская община. Для удовлетворения ее религиозных потребностей по приказу адмирала Н. Мордвинова военным инженером И. Князевым была построена мечеть. Но в 1802 году мусульман из Терновки выселили. На их место стали селить болгар. Мечеть была закрыта, затем перестроена и освящена как церковь Успения Божьей Матери. После этого здание мечети неоднократно перестраивалось. Этот процесс продолжается и в наши дни. Именно поэтому сейчас достаточно трудно сказать, каким было здание на самом начале. Мечеть в Терновке — одно из нескольких десятков мусульманских культовых сооружений, которые на рубеже XVIII и XIX столетий были переданы православной церкви. Возвращаясь к Одессе, следует отметить, что уже в конце ХХ века мусульманская архитектура юга Украины получила свое новое развитие благодаря строительству в городе новой мечети, которая одновременно является Арабским культурным центром. Здание было построено по проекту украинского архитектора М. Повстанюка и находится по соседству с домом Нолле. Это прекрасный образец современного зодчества, соединивший в себе традиции древних мастеров и новейшие достижения градостроительной техники. Источник: http://islam.in.ua/ru URL: |
Авторские колонки
Реклама
|