Мусульмане Крыма отметили «Ораза байрам»27.09.2010 | Исламская культураКрымские татары, как и все мусульмане мира, в начале сентября отметили общеисламский праздник «Ораза байрам», который многие местные русские и украинцы почему-то считают… «национальным праздником». Рамазан – или рамадан – это 9-й месяц мусульманского лунного года Хиджры, в котором Пророку Мухаммаду было ниспослано откровение - Коран. В рамазан мусульмане должны соблюдать пост (уразу), с которого и начинается «Ораза байрам». Это - четвёртое из пяти обязательных условий (столпов веры, или арканов), соблюдаемых мусульманами. Пост начинается с первого дня новолуния, и соблюдается в течение 30 дней. Во время поста имеется ряд ограничений: запрещается приём пищи, употребление жидкости, курение и т. д. Всё, от чего надо воздерживаться днём - разрешается в течение ночи и за час до восхода солнца. По истечении 30-дневного поста начинается праздник Ораза байрам. За день до Ораза байрам или в день праздника после праздничного намаза (молитвы) крымские татары жертвуют фитр (садака), то есть милостыню, из расчёта стоимости 1 кг пшеницы на каждого члена семьи. Фитр раздаётся бедным, сиротам, одиноким старикам, а также преподносится в фонд джами (мечети) после праздничного утреннего намаза. КРУ «Крымскотатарский музей искусств» в это время проводит выставку «Прекрасный мир Ислама», которая призвана знакомить с религиозными обычаями и обрядами крымских татар. В экспозиции представлены предметы исламского культа, которыми пользовались мусульмане Крыма в кон. ХIХ – нач. ХХ веков. Это наборы для ритуального омовения «абдест», амулетницы, молитвенные коврики «намазлык», чётки «теспи», священная книга мусульман Коран, а также изящные каллиграфические композиции османских авторов Назиф Бея и Х. Озьязыджы. Особенностью исламского искусства является запрет на изображение живых существ. По этой причине широкое развитие получил растительный орнамент, имевший сотни вариаций одного и того же мотива, а также геометрические узоры. На предметах декоративно-прикладного искусства крымских татар, особенно тех, которые были непосредственно связаны с исламским культом, нередко изображались мусульманские символы, аяты из Корана и т.д. Влияние Ислама на одежду крымских татар демонстрируют образцы женских платьев кон. ХIХ – нач. ХХ в., со строго регламентированной длиной изделия и определённым покроем, головные покривала «марама» и «шербети», которые носила каждая женщина, выходя на улицу.
Дополняют эту тему копии литографий и гравюр XIX в. русских и европейских художников, с изображением мужчин и женщин в традиционной одежде того периода, а также служителей исламского культа. В работах художников О. Рафе и К. Боссоли запечатлены некоторые обычаи и обряды мусульман Крыма: посещение мечетей, раздача милостыни, совершение молитвы, обучение основам Ислама в школах «мектеб» и т.д. Завершают экспозицию фотографии культовых архитектурных сооружений, сохранившихся до наших дней: мечети, учебные заведения «медресе», усыпальницы «дюрбе». Артём Грозный -спецкор "РепортерUA" в Автономной Республике Крым, Украина, фото автора (текст отредактирован на «Ислам в СНГ») URL: |
Авторские колонки
Реклама
|