О системе Духовных управлений мусульман и о «Верховном муфтие» Украины17.02.2014 | Мнения и комментарииИслам в современном мире привлекает к себе столько внимания и вызывает столько дискуссий и полемики, как, пожалуй, никакая другая религия. Неуклонный рост распространения ислама охватывает практически все континенты мира и более миллиарда верующих. Для мусульман ислам – это образ жизни, законы взаимоотношений, сознание принадлежности к некоей единой религиозной общности. С момента постсоветского возрождения ислама в Украине прошло более двадцати лет. За это время построены и возвращены верующим сотни мечетей, сформированы мусульманские общины, сеть духовных учебных заведений (медресе), открыты издательства, выпускающие богословскую литературу, просветительские газеты, журналы, не говоря уже о десятках сайтов. По статистике на территории Украины насчитывается более 1200 мусульманских общин, находящихся под каноническим подчинением шести Духовных управлений и центров, объединяющих, по мнению экспертов, более 500 тысяч верующих.
Довольно часто приходилось сталкиваться с вопросом, существует ли при этом в Украине единый мусульманский центр и единый мусульманский священнослужитель (муфтий), уполномоченный координировать деятельность мусульманских общин, курировать систему духовных учебных заведений, мечетей, отвечать за качество и содержание религиозной литературы, организовывать совершение ежегодного хаджа (паломничества в Мекку)? Имеет ли право руководитель какого-либо из Духовных управлений при взаимоотношениях с органами государственной власти Украины, с общественными организациями, религиозными центрами и дипломатическими миссиями зарубежных стран брать на себя полномочия «Верховного муфтия», представлять всех мусульман Украины и говорить от их имени? Чтобы ответить на поставленные вопросы, необходимо сделать экскурс в историю появления мусульманских административных институций в Украине.
Несмотря на декларируемое единство мусульман, которое является одним из фундаментальных элементов в системе ценностей ислама, автономизация целых мусульманских анклавов оказалась объективной реальностью мусульманской уммы Украины. Безусловно, чем больше в стране образовывается мусульманских религиозных управлений и центров, тем большую полемику и конфликтность в мусульманском сообществе они вызывают. Некоторые исследователи склонны видеть в этом амбициозные, этнические, религиозные, политические и региональные факторы, а некоторые усматривают не совершенство украинского законодательства. Поэтому вначале обратимся к Закону Украины «О свободе совести и религиозных организаций». Начнём с местных мусульманских общин, которые являются первичными религиозными организациями в системе духовных управлений. Статья 8 указанного закона гласит: «Государство признаёт право религиозных обществ на его подчинённость в канонических и организационных вопросах любым действующим в Украине и за её пределами религиозным центрам (управлениям) и свободное изменение этой подчинённости». Религиозные управления и центры, в свою очередь, в соответствии со статьёй 9, того же Закона Украины «…действуют на основании своих уставов (положений)…». То есть, либеральность Украинского законодательства соответствует европейским стандартам в области государственно-конфессиональных отношений и даёт широкое поле деятельности для религиозных управлений и центров в осуществлении своей уставных задач. Все же недоразумения среди мусульман возникают, особенно когда какой-либо из религиозных лидеров позиционирует свое управление как центральное представительство мусульман Украины, а себя как «верховного» муфтия Украины. Айдер БУЛАТОВ, к.ф.н., религиовед, avdet.org URL: |
Авторские колонки
Реклама
|