RSS Контакты
Украина

В чьих интересах на Украине создают так называемый «мусульманский батальон»?

09.09.2015 | Мнения и комментарии

Ответы на вопросы редактора Крымского выпуска «Комсомольской правды» Сергея Гуленко относительно инициативы уполномоченного президента Украины по делам крымскотатарского народа Мустафы Джемилева (экс-главы Меджлиса) по созданию на Херсонщине т.н. «мусульманского батальона»:

- Как можете прокомментировать заявление Джемилева?

С одной стороны, к этим словам можно отнестись как к безответственному популизму и демагогии. Насколько я знаю, даже в Киеве далеко не все, и в первую очередь в армии и специальных органах, поддерживают идею т.н. «мусульманского батальона». Скорее, она находит понимание у лидеров радикальных военно-политических формирований, политиков крайнего толка и разного рода политических экспериментаторов, которые уже довели Украину до края гражданской войны и, к слову, ухода Крыма из ее состава.

С другой стороны, если все же здравый смысл не возобладает, а, к сожалению, так в последнее время порой бывает, то идея, конечно, крайне опасна. Не сулит она ничего хорошего никому, в том числе и в первую очередь, крымским татарам и самому Мустафе Джемилеву.   

- Вы лично знакомы с Джемилевым, что можете сказать об этом человеке, его поступках?

Я с ним лично не знаком. Направления нашей деятельности не пересекались. Я занимаюсь вопросами религиозного созидания в России и по мере возможности на постсоветстком пространстве. Он политический деятель, который изначально выбрал для себя стратегию максимального сближения с теми, кто сейчас находиться у власти в Киеве.

Мы видим российское мусульманство как неотъемлемую составляющую евразийской цивилизации, о чем, кстати, писал сто лет назад великий крымский татарин Исмаил-бей Гаспринский. Джемилев определяет себя как человека не религиозного мировоззрения и образа жизни, как сторонника и проводника либерального, западного проекта.

Российские мусульмане ценят в нем стойкого и принципиального борца с тоталитаризмом, уважают его как патриота и выдающегося сына своего народа, внесшего огромный вклад в его возрождение и возвращение на историческую родину. Джемилев стал живой легендой, человеком-символом длинного и страшного XX в. К сожалению, сейчас, в XXI веке, себя, по моему скромному мнению, найти он уже не смог.   

- Как должны правоверные мусульмане реагировать на такие призывы и почему?

Я уверен, что вносить религиозную мотивацию в нынешние события на Украине – это страшнейшая ошибка и угроза. Всем очевидно, что проблема лежит в плоскости политики и даже геополитики.  Но мало того, что события в Крыму и в Донбассе порой пытаются представить как межэтническое противостояние, так еще хотят провести линию разлома по конфессиональному признаку.

Кстати, «мусульманский батальон» не уникален в этом роде. Известно, что один из современных идеологов украинского национализма Дмитро Корчинский создал и курирует батальон «Святой Марии», который под православными лозунгами и хоругвями воюет на Донбассе, считая единоверцев, относящихся к РПЦ МП, отступниками.

Я напомню, что именно так начинались события на Северном Кавказе. Тогдашние лидеры Чечни во главе с Джохаром Дудаевым тоже на определенном этапе в противостоянии с Москвой стали разыгрывать религиозную карту. К сожалению, нашлись и в Москве силы, кто им подыграл из своих корыстных соображений. В результате конфликт в национальном регионе, каких были десятки на постсоветском пространстве, превратился в то, что мы имеем сегодня, - Имарат Кавказ и «вилаят халифата» ДАИШ.

Генерал Дудаев и его окружение – были советскими и далекими от религии людьми. Но они осознали мобилизационный потенциал Ислама и поэтому к нему обратились. Чистый национализм не давал им нужного результата. Все это напоминает то, что сейчас происходит с идеей Джемилева о «мусульманских батальонах».

Задача всех, верующих и атеистов, максимально содействовать урегулированию конфликта на Украине, для чего, прежде всего, надо избегать провокаций и непродуманных популистских шагов, не просто разжигающих войну, но переводящих противостояние на совершенно новый уровень.     

- Может ли вообще такой  политик как Джемилев объявлять о создании батальонов на принципах принадлежности людей к исламу?

К сожалению, в горячке конфликта, или исходя из каких-то сиюминутных политических интересов, многие сегодня прикрываются именем Ислама и используют религию как им угодно в каком угодно качестве, не думая как это сказывается на имидже мусульман и их вере. Яркий пример – ДАИШ в Ираке и Сирии. Но Ислам нацелен на созидание, конструктив, мир и справедливость, а не на войну и конфликты. Эту прописную вещь приходится повторять и повторять.   

- Представляют ли такие формирования на Украине угрозу для российского населения. Ели да, то какую, если нет, то почему?

Я думаю, что пока говорить о какой-то серьезной угрозе со стороны «мусульманского батальона» населению Крыма или какого-то российского региона не стоит. Речь, как отмечают эксперты, идет максимум о нескольких десятках человек, которые еще не факт, что будут собраны вместе в рамках какого-то отдельного специального подразделения.

Потом будущее т.н. добровольческих батальонов на Украине тоже не однозначно. Очевидно, что власти в Киеве не готовы до бесконечности терпеть такую вооруженную вольницу и опасного конкурента.

- Насколько вероятно, что в батальон, если он будет создан, действительно пойдут воевать «чеченцы, ингуши, азербайджанцы, узбеки и представители других национальностей», как об этом говорит Джемилев?

Какие-то отдельные т.н. «этнические мусульмане», проживающие на Украине, возможно захотят вступить. И это будет максимально отработано инициаторами идеи в пропагандистском плане.

Вообще, «мусульманский батальон» - это, в первую очередь, пока пиаровский, пропагандистский, политический проект, не военный. Серьезной боевой единицей он в ближайшее время не станет. Возможно, что и нет такой задачи даже. 

- Не выльется ли объявление Джемилевым о создании такого батальона, по сути, к призыву начать джихад?

Я думаю, самое опасное будет, если на определенном этапе реализации проекта он выйдет из-под контроля Джемилева и вообще инициаторов идеи. Я имею в виду, если, не приведи Аллах, будут привлечены т.н. «джихадисты» (например, с опытом боевых действий в Сирии и Ираке или на Кавказе), которые со временем перехватят лидерство и вложат в батальон свое понимание и стратегию. Тогда все рискует пойти по «северокавказскому» примеру и стоит ожидать, чего угодно, о чем не может не догадываться Мустафа Джемилев.

Крайне настроенные боевики захотят избавиться от его опеки, а, возможно, и от него самого, прежде чем от кого-либо еще. Он для них – светский демократ, либерал, человек, весьма далекий от их идеалов.

Если такой союз и сложится, то, понятно, что это, если можно так сказать, будет временный брак по холодному расчет с риском самого плачевного исхода для всех сторон.

Поэтому я призываю всех еще и еще раз серьезно подумать перед тем, как делать громкие заявления и использовать религию в политических целях. Не повторяйте ошибок, унесших десятки тысяч жизней, из-за которых и по сей день нет покоя миллионам людей, причем мусульманам в первую очередь.      

 

Дамир Мухетдинов, первый заместитель председателя ДУМ РФ,

ответственный секретарь Международного мусульманского форума

Личная старница в ЖЖ


URL:
Авторские колонки
Реклама