RSS Контакты
Украина

Мечеть Бейбарса в Старом Крыму — самая древняя мечеть в Украине

01.03.2012 | Ислам: прошлое и настоящее

В истории вообще и в крымской в частности это столетие занимает очень примечательное место - XIII век.

Шесть крестовых походов в Святую землю, Альбигойские походы крестоносцев, экспедиции смерти в славянские и литовские земли, завершение эпохи походов за веру. Основание Риги, образование Литовского государства. Падение влияния Киева и возвышение владимиро-суздальских князей, междоусобицы на Руси. Время Чингисхана и Батыя, двинувшихся из степей Азии "к последнему морю", покоряя Китай, Среднюю Азию и Кавказ.

Восстания черни и заговоры знати, "моры и глады", торговля и войны. Начало реконкисты — вытеснения арабов из Испании. Век учреждения и становления инквизиции. И век создания Великой хартии вольностей и первого английского парламента... Поистине век расхождения Востока и Запада, их извечного противоборства.

А теперь обратимся к крымской истории ХIII века. И связана она не только с Византийской империей и началом венецианско-генуэзской колонизации Причерноморья, но и с историей... Египта. Связана именем, столь почитаемым до сих пор в этой африканской стране: аль-Малик аз-Захир Рукн-ад-дин Бейбарыс аль-Бундукдари ас-Салих. У этого султана, исконное имя которого Бейбарс ("глава барсов"), имелись и другие титулы: "управляющий делами двух халифов", "возвратитель блеска Аббасидского халифата", "сонаследник эмира всех мусульман" и другие пышные и цветистые наименования.

Он — прославившийся беспримерной храбростью в битве с крестоносцами при Думияте, пленивший короля Франции в сражении при Мансуре, поразивший мечом мисрского египетского султана, поставивший последнюю точку на крестовых походах, разгромивший тумены монгольского воинства.

       
   
 
    Вполне возможно, крепость строили здесь, так как полуостров лежал на Шелковом пути  
       

Перехитривший своей дипломатией кнута и пряника "вредную секту" политических киллеров — ассасинов. Выкупавший всех этнических тюрков на невольничьих рынках и воспитывавший из них лучших воинов своего времени. Кроме того, Бейбарс — основоположник архитектурного стиля, известного как раннемамлюкский, прораб капитального ремонта Мединской мечети пророка Мухаммеда и домекковской "каабы" — мечети Кубба ас-Сахра в Кудусе (Иерусалим), реставратор первого в мире исламского учебного заведения — мечети аль-Азхар, строитель сотен мечетей, мостов, караван-сараев и медресе.

Он — пионер-учредитель института государственной заботы о детях-сиротах, государь-дипломат, наладивший интенсивный взаимообмен между Ближним Востоком и своей родиной — Северным Причерноморьем. Сохранивший на чужбине верность родному языку и традициям, живший в юрте, употреблявший кумыс и конину, ставший верховным правителем на чужбине и семнадцать лет бывший султаном — это всё Бейбарс.

За честь называться родиной столь значительного военачальника и правителя негласно соперничают Казахстан и Туркмения. В первом, в городе Атерау, даже памятник Бейбарсу поставили. Но происхождение будущего мамлюка и султана Египта (Мисра по-тогдашнему), Сирии (Шама) и Хиджаза довольно туманно. Известно лишь, что он — огуз из племенного союза кипчаков, известных нам из русских летописей как половцы). ХIII век в причерноморской степи — это их время.

       
   
 
    Бейбарс выложил 2 тысячи динаров на строительство мечети  
       

 

В Старом Крыму сельском и провинциальном, в самой старой его части, запутанные улочки выведут путешественника к развалинам большого здания — метров пятнадцать в ширину и двадцать в длину. 

Мощные стены из местного камня, заложенные таким же камнем окна. Лишь остатки михраба, молельной ниши в сторону Мекки, выдают предназначение: мечеть. Это и есть известная мечеть Бейбарса, самая древняя в Крыму, да и на Украине тоже. Построена в 1287–88 годах.

В 1277 году Бейбарс выделил очень приличную по тем временам сумму — 2000 динаров — на строительство. Стройка шла уже после смерти султана. Денег хватило на самые изысканные и дорогие материалы.

По воспоминаниям известного исследователя Крыма XVIII века Петра Кёппена, стены её "были покрыты мрамором, а верх — порфиром". А историк А. Маркевич отметил высокую прочность здания мечети Бейбарса: "Развалины эти, обращающие внимание высотой сводов и массивностью стен с контрфорсами, ещё долго могут держаться". Но сейчас утрачен минарет, запечатлённый на акварели М. Иванова в конце XVIII века. Представьте себе: темень средневековья, пыль Солхата и — белоснежная мечеть, крыша покрыта порфиром, минареты вонзаются в небо. В общественно-религиозной жизни города — верх разнообразия: христиане, иудеи, мусульмане, язычники, шаманисты.

       
   
 
    Стройка велась уже после смерти "главного барса"  
       

Так скажите, зачем отправлять такую сумму в столь далёкий от Египта Крым на строительство богатого храма в пёстрой религиозной среде? В Золотой Орде и её улусах ислам станет господствующим лишь лет через пятьдесят. В 1313 году его официально введёт известный хан Узбек (огнём и мечом!) и построит в следующем году рядом с мечетью Бейбарса ещё одну мечеть и медресе. Храм Узбека до сих пор стоит и действует, но вот духовное училище, сыгравшее огромную роль в исламизации Крымского улуса, давно разрушено. В среде кочевников вера в единого бога прижилась тоже не сразу. Так зачем строить мечеть?

Некоторые историки считают: чтобы оказывать влияние на полуостров, лежащий тогда на Великом шёлковом пути. Богатство караванов из Азии и полные трюмы галер европейцев не дают покоя и в далёком Мисре (Египте), претендующем на господство в торговых делах Запада и Востока.

Или всё проще. Мечеть строится на родине правителя, на месте, памятном с детских лет. Это — романтичная версия, но, согласитесь, вполне приемлемая. Факт — сама мечеть, пусть казахи или туркмены покажут такую же у себя, построенную на деньги из казны египетского правителя.

Связь тихого городка у подножия Крымских гор с теми временами является нам развалинами мечети самого Бейбарса, султана и воина.

Крымский блог


URL:
Авторские колонки
Реклама