Мечети Узбекистана служат делу изменения мусульманской уммы11.02.2016 | Исламская культураАнвармирзо Хусаинов – руководитель Ташкентского независимого научно-творческого центра по осуществлению поэтического переложения смыслов Корана на узбекский и русский языки. Статья с изложением тезисов выступления на 12-й международной исламской конференции, Фаизхановских чтениях. В Узбекистане в годы независимости страны ДУМ Узбекистана совместно со структурами власти и управления, общественными организациями и инициативными личностями проводится устойчивая работа по укреплению единства Исламской Уммы. Традиции этой работы были заложены еще в Советские годы муфтиями Бабахановыми: Эшоном Бабаханом, Зиявуддинханом кари, доктором Шамсидинханом Бабахановым. Успешно продолжили эту линию их ученики и приемники Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф, Мухтарджан домулла Абдуллаев, Абдурашид кари Бахрамов (пусть светится их могила), и уже 10 лет мы видим настойчивую работу в этом направлении со стороны действующего муфтия Узбекистана уважаемого Усманханходжи Алимова. Результаты многолетней, целенаправленной работы очевидно полезные. В Узбекистане мы видим, все эти годы, стабильную общественно-политическую обстановку, хотя давление на мусульман Узбекистана со стороны действующего зарубежом ИДУ – Исламского движения Узбекистана, ДАИШ и других тёмных, враждебных сил из года в год возрастает. На мой взгляд достойно внимания, изучения и внедрения деятельность ДУМ Узбекистана по организации непрерывного обучения и воспитания Имамов. В составе величественного духовно-религиозного комплекса Имама Аль-Бухари под Самаркандом создано и успешно функционирует более 10-ти лет научно-образовательный центр непрерывного обучения, повышения квалификации и воспитания Имамов. Здесь, регулярно проводится месячные и двухмесячные курсы обучения с численностью 120-150 человек, включающий в себя все методы современного обучения: круглые столы, дискуссии, сохбеты-беседы на актуальные темы и проблемные вопросы, встречи и общение с первыми руководителями ДУМ, заинтересованных министерств, ведомств ведущими учеными, известными деятелями литературы, искусства, науки и культуры, плюс активные занятия спортом, культурно просветительские мероприятия, двухмесячное проживание в курортной зоне помогает Имамам заметно оздоровиться физически и духовно. Трудно переоценить воздействие на умы и сердца обучающихся Имамов самого факта двухмесячной жизни, учёбы совершения намазов в мечети вблизи от священного места захоронения Великого Имама Мухаммада Исмаила Аль-Бухари. Добавьте сюда экскурсии по всемирно известным достопримечательностям Самарканда, посещение астрономической обсерватории Улугбека, где невозможно не почувствовать с гордостью принадлежность своих предков к высочайшим научно-техническим достижениям Исламского востока. Обо всем этом мы рассуждали во время посещения данного учреждения совместно с Дамиром Хазратом Мухетдиновым и пришли к заключению, что было бы очень полезным наладить в ближайшее время на постоянной основе в Самарканде обучение Имамов из всех регионов России и особенно преподавателей школ по истории мировых религий. В принципе от налаживания такого межгосударственного сотрудничества в образовательной сфере исламских институтов России и Узбекистана в выигрыше оказались бы обе стороны. Нас, в этом мнении твердо поддерживал тогда, директор этого центра известный учёный – востоковед, доктор исторических наук, профессор, автор книг об Имаме Бухари, Шейхах: Матуриди, Абу Ханифа и Абдуллах Мубареке – Убайдулла Уватов. Он говорил: «Мы готовы обучать российских имамов и преподавателей в школах по истории культуры мировых религий. Это для нас будет честью продолжение исторических отношений дружбы, взаимопомощи в образовательной сфере между мусульманами России и Узбекистана» Чтобы изменить положение дел к лучшему, необходимо изменяться изнутри. Уважаемые коллеги, как известно путь к любым положительным изменениям и желанным сдвигам в делах, жизни человека начинается от изменения внутри. В Коране сура – Гром, айят 11 сказанно: «И никогда Аллах не поменяет Такого (положения с людьми), пока они не поменяют его сами».
С этой мудрой точки зрения я хотел бы обратить ваше внимание на то, что изменения роли и значения мечетей в жизни мусульман повсюду может начаться «теперь и здесь!» с изменением взглядов на рассматриваемый предмет самих мусульман и прежде всего имамов. Речь идёт о преодолении в себе вредных стереотипов мышления заложенных врагами нашей веры: атеистами, властями империи и коммунистического режима, которые где настойчивыми репрессиями, где обманом и манипуляцией сознания, добились того что мы мусульмане согласились с мыслью : «Мечеть – это молельное место!». Многие имамы до сих пор убеждены что так лучше и так удобнее им жить и работать. Думается, что важнейшая задача, исходя из вышеизложенного – это провести демонтаж в сознании вредных стереотипов ограничивающих функции мечети установленные канонами Ислама и эту работу в себе надо проводить опираясь на демократический принцип толкования права «Разрешено всё, что не запрещено». В каком законе или нормативном акте запрещено право мечетей создавать библиотеки, читальные залы в том числе за счет пожертвований интеллигенции и ученых. Многие семьи ученых не знают куда передавать прекрасные библиотеки, собранные ими за многие годы. Ни в одном законе или подзаконном акте я не встречал запрета на создание чайханы, кофейни. Общими усилиями нам надо мечети сделать местом активного духовного, интеллектуального, культурного общения и социальной, благотворительной работы. Я по интернету с большим удовольствием и пользой для себя слежу какой богатой, интересной жизнью живут смело ломая старые стереотипы джамааты соборной мечети Саратова во главе с Муккадас хазратом Бибарсовым, Казанской мечети «Ярдям» во главе с имамом Ильдаром Баязитовым, Соборной мечети имени имама Аль-Бухари в городе Верхняя Пышма во главе с Айрат хазратом Мухаметзяновым. Баракалла, дай Аллах удачи этим имамам – выдающимся творческим личностям. Поведенческий стереотип сложившегося посещения мечети мусульманами: пришёл, помолился, ушёл – надо изменить на: пришёл, помолился, пообщался с друзьями по Джамаату, ушёл. Уважаемые коллеги, мечети должны стать местом проведения сохбетов-бесед выдающихся ученых, писателей, поэтов мастеров искусства. Шейх Бахоуддин Накшбанди говорил «Если смысл Накшбандийского тариката надо было бы передать одним словом, то это слово сохбет-беседа». Мудрые имамы у нас в Узбекистане это поняли. Недавно к дому народного поэта Узбекистана Джамала Камала под Ташкентом из города Коканда Ферганской долины совершили зиярат-посещение 8 имамов с благодарностью и подарками. Они сказали: «Уважаемый, вы осуществили понятный с удовольствием читаемый, зажигающий сердца поэтической красотой переводы великой книги мировой и исламской литературы Фаридиддуна Аттара. В прошедшем месяце Рамадан, мы организовали в своих мечетях добровольное коллективное чтение «Иллохийнаме», после Аср намаза. Наша инициатива увлекла сотни людей - наших прихожан настолько, что мечети наши наполнялись, как в дни пятничной молитвы. В ходе прочтения великой книги и в конце после обсуждения содержания «Иллохийнаме» мы ощутили огромное благотворное воздействие Аттара на умы и сердца верующих. Их культура понимания и толкования основ веры повысилась заметно и теперь мы спокойны за своих прихожан. Их вредные идеи салафитов, ДАИШ, и других враждебных Исламу срединного пути увести с пути истинной не могут. Дальше мы намеренны прочитать джамаатом 6 книг Фаридиддуна Аттара, Алишера Навои «Мунаджат-мольба к Богу» «Месневи Джалаллиддина Руми » . Воздействие литературы, искусства, культуры на сознание людей ничем заменить нельзя. Надо смело пользоваться таким сильным инструментом воспитания и обучения людей, как коллективное – всем джамаатом чтения и обсуждения произведений гениев мировой литературы Востока. Совместные посещения, экскурсии к святым местам – фактор укрепления Джамаата. Согласитесь, что для укрепления дружбы и взаимопомощи в джамаате-мечети наилучшим, универсальным методом является совершение ими совместных зияратов в священные места, экскурсии по историческим городам исламской цивиллизации. Двухнедельный или недельный зиярат-туризм из Татарстана, Башкортостана, Северного Кавказа, Сибири, Москвы, Санкт-Петербурга в Бухару, Самарканд и Хиву несомненно укрепит моральный дух и здоровье поломников, возрастёт между ними взаимопонимание и возникнет дружба между путешественниками - членами джамаата. А какая это замечательная по содержанию и смыслу, оздоровительному эффекту турпоездка знает Дамир Хазрат Мухетдинов который с группой специалистов по организации туризма совершил автопробег из Нижнего Новгорода в Хиву, Бухару, Самарканд и Ташкент. Заодно он осуществил полевой маркетинг реализации идеи поворота части туристического потока совершаемого из России на автобусах в Саудовскую Аравию, в Турцию, в Иорданию, в Среднюю Азию и т.д. Приглашение к сотрудничеству в Богоугодном деле в Узбекистане заинтересованных лиц и организаций России. Уважаемые коллеги, пользуясь возможностью хотел бы провести экспресс-презентацию проекта международного сотрудничества и совместной деятельности заинтересованных мусульман, общественных гуманитарно-просветительских организаций РФ и Узбекистана на благо сохранения материальной базы многовековой дружбы татарского и узбекского народов. Речь идёт о совместном участии в завершении реконструкции исторического памятника и создания на её базе современного духовного-культурно просветительского центра татарской и башкирской диаспоры в Ташкенте. В настоящее время идет реконструкция здания мечети силами узбекско-татарской общественности. Во главе этого богоугодного дела стоит Кузиев Турсунали Каримович, профессор искусствоведения в недавнем прошлом многолетний ректор академии художеств и председатель союза художников Узбекистана. Его усилиями мечеть получила кадастровое дело на объект культурного наследия и начаты работы по восстановлению мечети. На первом этапе наличные средства Кузиева Т.К. В самом центре старого Ташкента в районе главного базара Чорсу расположен исторический комплекс включающий в себя мечеть и байский дом Шарофбая. Шарофиддин абзый Зайнобиддинов, татарин по национальности, известный коммерсант – оптовый продавец хлопковолокна, каракулевых смушек в России, Европе. Шарофиддинбай во второй половине 19-го века в центре Ташкента построил татарскую махаллю – жилой квартал. В центре Махалли расположил мечеть, мектебе, большой байский двухэтажный дом-курган. Ученый-археолог Бородина И.Ф., ссылаясь на надпись на михрабной стене айвана точной датой завершения строительства мечети называет 1868 год. В паспорте объекта культурного наследия мечети «Шарафбай» дана следующая оценка памятника: «Комплекс Шарафбая в г. Ташкенте – памятник многопрофильного значения позднего средневекового периода, представляет большой интерес для истории архитектуры Узбекистана 19-го века. Памятник является примером сочетания кирпич по-купольной и деревянной конструкции и имеет богатые образцы художественной росписи и резьбы. Мечеть Шарафбай не утратила своей исторической и архитектурной ценности несмотря на многочисленные искажения и перестройки». Рядом с мечетью на месте бывшего татар Мектебе расположена 3-этажное здание неработающей швейной фабрики. Есть возможность и это здание с более 2000 м2 площадью включить в состав татарского духовного-культурного просветительского центра Ташкента. Председатель ташкентского татарского культурно-просветительского центра, профессор Узбекского государственного университета физической культуры и спорта – Набиуллин Ришад Хикматуллаевич говорит : «осуществление данного замысла является мечтой не одного поколения татар Узбекистана». Я бы сюда добавил и благодарных узбеков таким щедрой души меценатам духовной и просветительской деятельности как татарин Шарофбай Зайнабиддинов. Имена таких людей надо увековечить и в новейшей истории в тесном сотрудничестве заинтересованной татарской и узбекиской общественности России и Узбекистана. И надо это осуществит как можно быстрее, чтобы наши усилия и его положительные результаты увидели и порадовались люди старшего поколения и молодежь. URL: |
Авторские колонки
Реклама
|