Бухара священная!
«Возликуй, о золотая Бухара:
Падишах к тебе, венчанная, приходит.
Он, как тополь: Ты, как яворовый сад:
Тополь в мир благоухания приходит.
Он, как месяц. Ты, как синий небосвод:
Ясный месяц в небо раннее восходит».
Бухара... Город-реликвия, город легенд. И не только в нашей стране, но и во всем мире немного городов, которые могут похвастаться такой древней и насыщенной историей. В разные времена этот город называли по-разному - Бухо, Буху, Бухаэр, Бухала, Фифо, Пухала и Фохира. Арабское название Бухары Фохира входит в число святых городов, получивших благословение пророка Мухаммада, которому поведал о городе далекого Хорасана, расположенного в стороне, откуда восходит солнце, сам ангел Джабраил. Очевидно, поэтому в средние века Бухара стала одним из центров ислама, и уже в IX веке была известна как «Куббат ул-ислам», в X веке - «Бухоройи Шариф», а позже - «Бухоройи -балогардон».
Мухаммад Наршахи (900-960 годы), живший в Бухаре в X веке, в своей книге «История Бухары» — единственном средневековом произведении об истории Бухары - пишет, что арабские путешественники называли Бухару «Мадинат ус-суфия», то есть «Медный город», и «Мадинат ут-тужур» - «Купеческий город». Из его сочинения мы узнаем, что земли, на которых выросла Бухара, когда-то были болотом, но богаты растительностью и животными. Люди, приходившие сюда со стороны Туркестане, сначала жили в юртах и палатках, потом возводили постройки, занимались земледелием и промышляли охотой. Особенно этот край полюбился туркестанскому полководцу Шири Кишвару и он возвел здесь шахристан и обосновал несколько селений.
Создание величественного города и мощной крепости (Арк) свидетельствует о существовании могущественного государства.
О строительстве Арка Наршахи рассказывает: «Арк по разным причинам несколько раз разрушался. Его строили вновь, он снова разрушался. Тогда градоначальник Бидун созвал мудрецов, чтобы спросить их совета, как построить Арк. Они сказали, что этот дворец следует построить в форме созвездия Большой Медведицы на семи каменных столбах, тогда он не разрушится. Что и было сделано». Арк стоит и по сей день, как свидетель старины далекой.
И ещё Наршахи пишет: «В этом дворце ни один падишах не умирал. Когда приближалось время смерти падишаха, по какой-либо причине он выходил из этого дворца и умирал в другом месте». Далекое прошлое и ближайшая история Бухары подтверждают этот факт.
Древняя Бухара... Старинные фотографии запечатлели, как во все стороны стелятся, прижимаясь к земле, глинобитные домишки и паутина узких улиц. А над ними, подавляя их, возвышаются кирпичные гиганты мечетей и медресе, поблескивающие голубой поливой стен и куполов. Причудливо сочетание полусфер, прямоугольных порталов и стрельчатых арок. Недалеко поднимается земляной холм, на котором была крепость, потом дворец амира. Здесь начиналась древняя Бухара, здесь, по преданию, находится могила Сиявуша, легендарного основателя города.
Бухара хранит много преданий и легенд, в которых отражается вековая культура местных народов. Её не смогли заглушить всесветные завоеватели несмотря на то, что их множество прошло через эту многострадальную землю. Прошлое Бухары насыщено историческими событиями. Город за свою многотысячелетнюю историю не раз переходил из рук иноземных захватчиков в руки местных владетелей, много раз разрушался и горел, но на руинах вновь возрождалась жизнь. На протяжении ряда столетий Бухара занимала ведущее положение среди городов и государственных объединений в Средней Азии. В середине XVI в. Бухара была обнесена новой стеной. Остатки ее и сейчас стоят на окраинах города. Высокие кирпичные стены с зубчатым завершением скрывают за собой громадный холм - здесь и возникла Бухара.
В средние века Бухара была крупным торговым, ремесленным и административным центром Мавераннахра. С XVI века ее хорошо знали в России и Западной Европе, благодаря оживленной торговле, подкрепляемой официальными посольствами. Шумливое многолюдье прославленных бухарских базаров стало хрестоматийным представлением об этом городе. Располагавшиеся по главным магистралям, стесненные лавками и ремесленными мастерскими, они всегда кишели толпой всадников и пешеходов, скоплением груженых арб и верблюдов.
Это было живописное зрелище: бухарцы в ослепительно белых тюрбанах, ярких шелковых халатах, длиннокосые китайцы в широких кафтанах и юбках, индийские парсы в шитых золотом туфлях... Можно было заблудиться, потеряться до ночи среди лавок, лотков, криков зазывал, среди нагруженных тюками осликов, верблюдов, волов, запряженных в арбы, среди снующих торговцев. А дальше идут кварталы ремесленников - рабад. Здесь улицы узкие, помещения крошечные. Кварталы ткачей, портных, оружейников, кузнецов, ювелиров, переписчиков книг. И всюду тесно, смрадно. Только в квартале, где готовят сладости, пахнет приятно. Кварталы отделены друг от друга стенами. Если ты сапожник, ночью тебе не попасть к переписчику книг - на ночь запирают ворота, ходит страж.
Но самое лучшее место - Джун Мумитан — это райские рощи, где поют соловьи и важно бродят павлины. Здесь дворцы самых знатных людей, здесь никогда не бывает жарко, потому что текут арыки.
Слава о торговой Бухаре шла далеко. Состоятельные купцы и ремесленники возводили специальные сооружения на площадях и на перекрестках улиц, а затем сдавали часть помещений в аренду. В Бухаре существовало несколько таких рыночных построек - «ток» (арка-свод). Сохранилось всего три таких сооружения: Токи-Саррафон - купол менял, Токи-Заргарон - купол ювелиров, Токи-Тильпак-Фурушон - купол продавцов головных уборов.
Художник П.Беньков на картине «Крытый базар в Бухаре» изобразил торговлю под сводами Токи-Заргарон, тонко передав атмосферу бухарского старого базара. Основная планировка города сохранилась до наших дней. Самое высокое место заняла укрепленная цитадель - Арк (сейчас здесь Историко-краеведческий музей). С высоких стен цитадели видно, как в сложном силуэте города зримо отразился след пронесшихся веков, где ни макеты зданий огромного архитектурного музея, а живой подлинник древней Бухары сосуществует с новым городом. Влиятельным сановником Имамкули-хана, Надиром диван-беги, был построен замечательный архитектурный ансамбль в Бухаре, состоящий из расположенных по одной линии мечети, хауза (искусственного пруда) и медресе, задуманных и выполненных как единое архитектурное целое.
Когда идешь по старым улицам Бухары, сделав, конечно, определенные усилия, можно воскресить в воображении картины недавнего прошлого. Вот ансамбль Боло-хауз: мечеть и миниатюрный минарет возле выложенного камнем пруда. Сюда в торжественные дни спускался из своей крепости амир, и тогда от Арка, через всю обширную площадь Регистан до самой мечети расстилали ковры.
Неповторимость бухарской панорамы, особенно когда смотришь на город сверху, - с минарета или с обрывистого края крепостного холма, определяют полусферы мечетей и торговых куполов кажется, что великан, забавляясь, причудливо нагромоздил вокруг песчаные куличики. Это впечатление усиливается общим серовато-песчаным колоритом города. На восточной окраине Бухарского оазиса располагаются многочисленные такыры и солончаки, западная и северная окраины большей части засыпаны движущимися песками. Здесь находятся руины древнего города Варахша.
С периодами расцвета связаны сохранившиеся в Бухаре многочисленные памятники материальной культуры: мечети, медресе, мавзолеи.
Самый древний из архитектурных памятников Бухары и едва ли не самый прекрасный из них - мавзолей Исмаила Самани - сохранился от X века. Легкое и почти прозрачное здание, словно мастера строили его не из белого обожженного кирпича, а вязали из тонких нитей. Это венец простоты, строгости и изящества. Он не поражает ни своей величиной, ни голубыми куполами, без которых не обходится ни одно здание на Востоке, ни многоцветной мозаикой. И все же этот памятник один из самых изумительных в мире. Весь мавзолей сложен из жженых кирпичиков. Они здесь превратились в тончайшую ткань, из которой искусный зодчий сплел кружевные стены. Кирпичики поставлены то вертикально, то под углом, то положены плашмя, то уложены «в елочку» и всюду между ними оставлены пустые пространства. Все это создает впечатление необычайно легкой и изящной решетки.
Этот памятник, несомненно, воплощает в себе традиции зодчества: так, вероятно, выглядели древние согдийские храмы.
Можно сказать, что старинные зодчие знали «секрет вечности»: мавзолей Исмаила Самани сохранился так, словно тысячи лет пролетели для него, как одно мгновение.
Недалеко от мавзолея Исмаила Самани виднеется остроконечный купол знаменитого мазара Чашма-Аюб.
Не менее поражает своим величием минарет Калон (Большой минарет, великий, XII век). Этот колосс - олицетворение величия и спокойствия. Это самый высокий из известных архитектурных памятников Средней Азии - 50 метров. Ствол минарета покрыт великолепным кирпичным узором. Орнаментальные пояса, чередуясь, не повторяют друг друга, и не верится, что все выполнено в простейшем материале. Поясок из резных терракотовых плит сохранил надпись, содержащую дату сооружения минарета и имя его строителя - Арслан Мухаммед-хан.
Минарет Калон - архитектурный символ города. Спустившись с минарета вниз, попадаешь на самую замечательную площадь Бухары. В мире известно несколько прославленных архитектурных ансамблей, но без всякого преувеличения можно сказать, что центральный ансамбль Бухары, составляемый Великим минаретом, мечетью Калон и медресе Мир-Араб, не уступит по красоте ни одному из них. Сравнительно небольшая площадь выглядит величественно. Сколько свободы, гармонии в планировке площади. Малейший поворот оживляет и заставляет двигаться всю композицию, фантастически меняя её очертания. И в то же время в ней есть что-то незыблемо вечное, что должно было внушать молящимся чувство покорности и глубокого восхищения перед твердыней божественной мощи.
Медресе Мир-Араб - одно из самых больших и благоустроенных для того времени учебных заведений. Сто одиннадцать просторных худжр, айваны, служившие летними аудиториями, оригинальное внутреннее освещение создавало особую славу медресе. Именно оно дало мусульманскому Востоку наиболее просвещенных деятелей религиозной науки, поэзии, культуры. В Бухаре самое известное медресе Улугбека. На двери, украшенной тонкой резьбой, был вырезан афоризм: «Стремление к знанию - обязанность каждого мусульманина и мусульманки». Тут же, на бронзовой пластинке, были еще слова: «Над кругом людей, осведомленных в книжной мудрости, да будут каждый миг открыты двери божьего благословения».
Архитектурный ансамбль Ляби-хауз (XVI—XVII века) состоял из медресе Кукельдаш и Надира Диван-беги и ханака, располагавшихся вокруг хауза - отсюда и название. Хауз во все времена - наиболее любимое место жителей Бухары, всегда страдавшей от жары и зноя. Вода из хауза практически полностью разбиралась.
Существовала даже профессия водоносов, которые в специальных кожаных мешках - бурдюках разносили воду по базарам и дворам. Сейчас Ляби-хауз реставрирован и вновь наполнен водой, расчищено и реставрировано русло древнего канала Шахруд, который вновь украшает город. На узкой старинной улице, в сторону Мазарских ворот, стоит очень колоритное медресе, со своеобразной четырех башенной постройкой, служившей библиотекой для учащихся - Чор-Минор (1807 год) - «Четыре минарета». Чрезвычайно почитаемый в Бухаре шейх Бахауддин Накшбанди (умер в 1385 год), духовный наставник Амира Темура. Поклонение святой могиле шейха приравнивалось к хаджу в Мекку. В 1544 году в честь шейха воздвигнута дахма с мраморной резной оградой, грандиозное здание ханаки. Это одно из самых замечательных сооружений бухарской архитектуры.
Историческая застройка Бухары находится под охраной государства, памятники бережно реставрируются. Сегодня яркие купола Бухары сияют обновленными красками, став еще прекраснее и привлекательнее. Город не застыл в своем изваянии. Он живет, развивается, хорошеет. Тысячи людей устремляются в этот древний город, чтобы ощутить дыхание истории, увидеть живой уголок средневековья.
Древняя и вечно молодая Бухара живет интересами будущего, а не прошлого, как бы не было оно интересно.
Из книги «Моя страна» (Ташкент, «Ўзбекистон миллий энциклопедияси», 2012 год)
По материалам пресс-службы Управления мусульман Узбекистана