В Узбекистане сохранились три святых места, связанных с именем пророка Иова31.01.2014 | Исламская культураИздревле Бухара была одним из крупнейших центров развития культуры, духовности и просветительства. Сотни тысяч паломников и гостей со всего мира манят к себе на протяжении веков расположенные здесь многочисленные архитектурные, исторические памятники и святые места. История каждого из них, уходящая корнями в глубь тысячелетий, овеяна легендами и сказаниями. Один из таких удивительных памятников — мавзолей Чашма-и Аййуб, считающийся святым местом. О нем сохранилось немало преданий. По одному из них пророк Аййуб, путешествуя по этому краю, во время сильной засухи ударил посохом об землю на месте нынешнего мавзолея — и в одно мгновение на этом месте образовался родник. Отсюда и название — чашма — «родник». Вода в нем до сегодняшнего дня сохраняет чистоту и в народе считается целебной. - О пребывании в Бухаре Аййуба (Иова) — одного из пророков, почитаемых в исламе и христианстве, упоминают первые арабские летописцы в VII-VIII веках, — говорит кандидат исторических наук Роберт Альмеев. — В священном Коране он приводится в качестве примера выдающегося терпения и преданности Всевышнему, несмотря на ниспосланные ему страдания и боль. В награду за это он получает целебную воду из живительного родника. Известный историк Х века, автор «Тарихи Бухоро» Мухаммад Наршахи сообщает, что это место в нашем городе почитается так же высоко, как могила пророка. Из других источников известно, что местные жители города принимали его с почетом, и он в благодарность вознес за них три молитвы со словами: «О, Владыка, благослови их в потомках и даруй им победу над врагом, и удали от них смуту». Это подтверждает и книга Гунджар аль-Хафиза «История Бухары», где со ссылкой на одну из древних книг рассказывается, как один из пророков пересек реку Джейхун и прибыл в место, называемое Бухарой, среди населения которого он был хорошо известен, а потому встречен очень гостеприимно и дружелюбно. Здесь же находится его озаренный мазар. Возле него один из райских источников, у которого растет дерево с листьями, сохраняющими зеленый цвет и зимой, и летом. Они похожи на листья санджида, а если их сорвать, идет красная вода. Плоды же имеют целебные свойства. В то же время другой известный богослов Мухиддин Навави пишет, что «в действительности священной могилы Аййуба в Бухаре нет. Пророк жил в Хауране (город в Сирии близ Дамаска), его могила известна там, в селении близ Нава». В Бухарской же области сохранились три святых места, связанных с именем Аййуба. Первое расположено в Шафирканском районе, рядом с древним городищем Варданзи, в семи километрах от райцентра. Второе — на территории Вабкентского района. Проведенные здесь исследования показали, что время его появления X-XII века. Третье — сам мавзолей в северо-западной части священного города. В путеводителях по святым местам Бухары отмечалось, что каждому мусульманину, совершившему паломничество сюда, будет дарована милость пророка, а все его желания непременно исполнятся. В XII веке при караханидском правителе Арсланхане тут был сооружен величественный мавзолей, а над родником — большой айван. Со временем территория вокруг оказалась окружена множеством многоярусных могил, а само здание неоднократно перестраивали в годы правления Амира Темура и шейбанида Абдуллахана Второго. Любопытно, что в книге Шараф ад-Дина Али Йазди «Зафар-наме», посвященной жизни великого государственного деятеля и полководца, сообщается, что в 11-летнем возрасте вместе с известными беками паломничество к Чашма-и Аййуб совершил юный Мирзо Улугбек. Зиярат сюда устраивали также многие военачальники Сахибкирана и другие его внуки. Комплекс, который мы видим сегодня, вытянут по оси восток-запад и представляет собой образец зодчества эпохи Амира Темура. Своеобразной доминантой Чашма-и Аййуб является купол в форме конического шатра, что придает сооружению яркую выразительность. Во второй половине XVI века к нему был пристроен низкий портал с двумя полубашнями. Как пишет известный исследователь, автор многих книг о Бухаре О.Сухарева, «в 1928 году здесь находился источник, вода которого считалась целебной, особенно при кожных заболеваниях. Вокруг располагалось большое кладбище, рядом были жилые дома. К этому месту вела улица, ее начало преграждало бревно, чтобы туда не мог зайти скот» С обретением Республикой Узбекистан независимости в числе многих других памятников древней Бухары совершенно иной облик обрел и мавзолей Чашма-и Аййуб. На территории комплекса выполнен значительный объем работ по реконструкции и благоустройству. В 2001 году здесь открыт музей истории водоснабжения города, в котором представлена богатая коллекция различных экспонатов, архивных документов и фотографий. Жители и многочисленные гости могут узнать здесь очень многое о строительстве важнейших водохозяйственных объектов региона, сегодняшнем развитии отрасли, но самое главное — понять необходимость рачительного использования живительной влаги, что имеет актуальное значение в наше время. Так и тянется людской поток к священному роднику, пережившему не одно столетие. Автор: Карим Абдурахимов, «Правда Востока» URL: |
Авторские колонки
Реклама
|