4 мая русская община Узбекистана численностью свыше миллиона человек отметила родительский день или Радоницу – особый день поминовения близких, который наступает во вторник второй недели после Пасхи. Считается, что в этот день православным обязательно следует посетить кладбище, привести в порядок могилы и помянуть ушедших родственников; можно зайти в церковь и заказать панихиду за упокой души умершего или же просто поставить зажженную свечку.
Христианские кладбища всей республики в этот день подвергаются нашествию огромной массы людей, стекающихся со всех сторон, чтобы отдать дань традиции. Большинство предприятий и учреждений Узбекистана выделили своим сотрудникам-русским свободные полдня, чтобы те могли посетить захоронения и выполнить необходимые обряды и предписания.
Последние довольно просты. В этот день следует очистить надгробия от веток и листьев, прополоть вокруг них траву, вынести мусор, затем возложить цветы и посидеть на скамеечке возле могилы. Некоторые устраивают поминальную трапезу из крашеных яиц, блинов, кутьи, пасхальных куличей. Часть приготовленного, как правило, раздается нищим и инвалидам.
Употребления спиртного в родительский день православная церковь категорически не приемлет, считая это большим грехом. Так же она относится и к народному обычаю оставлять часть продуктов на могилах, видя в этом отголосок неизжитой языческой древности, когда на месте погребения было принято приносить жертвы в честь умерших, чтобы душа покойного могла убедиться, какие почести оказывают ей живые. По мнению церкви, лучшее, что можно сделать в данном случае, это совершить молитву, хотя бы совсем краткую: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих, всех наших родных и близких, и прости их вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное».
Распространенный обычай посещать кладбища на Пасху тоже противоречит древнейшим установлениям церкви: вплоть до девятого дня после праздника поминовение усопших не совершается, поскольку Пасха - время радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью. Если же человек умирает на Пасху, то его должны хоронить по особому пасхальному чину.
Высказывается версия, что обычай ходить на кладбища в Пасху зародился в последние столетия, когда подавляющее большинство населения России составляли крестьяне, съезжавшиеся на праздник в то или иное большое село, где была церковь, а после праздничной молитвы дружно отправлявшиеся на погост помянуть близких (кладбища были при церквях), поскольку добираться назад было далеко и они спешили сделать все за один раз, чтобы сэкономить свое время.
Но родительский день в этом плане все равно остается главным.
Уже с самого раннего утра четвертого мая перед крупнейшими кладбищами Ташкента началось настоящее столпотворение: море людей и цветов, день великой радости для торговцев цветами, музыкантов и уличных попрошаек. Двигаясь по центральной аллее того или иного кладбища через каждые 30-40 метров можно было слушать исполнение печальных и ностальгических мелодий, настраивающих на необходимый лад, в режиме нон-стоп проходил настоящий концерт живой музыки, которую в обычное время в Ташкенте едва ли где-нибудь услышишь.
В первой половине дня на кладбище Боткина, одном из старейших кладбищ Ташкента, милиционеры не выдержали и разогнали всех музыкантов и большую часть калек-нищих-попрошаек, вызвав сильное возмущение одних посетителей («менты совсем оборзели») и одобрение других («наконец хоть кто-то…»). Впрочем, некоторые из побирушек все-таки остались, прижимаясь к церкви, близ которой узбекские милиционеры действовали не столь активно, видимо, опасаясь задеть религиозные чувства верующих.
Здесь мне довелось наблюдать свару между двумя попрошайками: христианкой и мусульманкой, не поделившими выгодное место. «Чего на христианское кладбище приперлась?» - кричала одна. «У меня пенсии нету, вам дают, нам нет», - приводила свои резоны вторая. «Ну, надо было работать, а не заниматься неизвестно чем», - не уступала первая. Наконец мусульманка с ворчанием отодвинулась на полметра, освобождая пространство, из-за которого разгорелась ссора, и обе вновь обратили лица к людскому потоку, выпрашивая подаяние самым жалобным тоном, на который были способны.
В целом на всех кладбищах картина была примерно одинакова: посетители с букетами в руках шли по главной аллее, затем расходились по маленьким дорожкам, направляясь к могилам близких. Часть направлялась к церкви, где раздавался звон колоколов и проводились панихиды, и где были расставлены столы с церковными товарами: разукрашенными яйцами, брошюрками, иконками, крестиками и прочими принадлежностями, облегчающими попадание в Царство Божие. Очистив могилы и помянув покойных (не только родителей, но и всех родственников вообще), люди расходились.
В настоящее время в двухмиллионном Ташкенте существует несколько христианских кладбищ, из которых самыми большими считаются кладбище на улице Боткина и Домбрабадское, где похоронены если не сотни, то десятки тысяч человек. Третье по величине кладбище, открытое в 1990-е годы, расположено за пределами столицы, возле поселка Урта-сарай, примерно в 15-20 километрах от Ташкента.
Первое христианское захоронение нового времени на территории современного Узбекистана возникло в 1865 году на холме Шортепа (возле массива Карасу), где произошло сражение между войсками генерала Черняева с одной стороны и ташкентцами вкупе с кокандским гарнизоном с другой. Русские потеряли убитыми 25 человек, которые затем были погребены по всем православным канонам. Впоследствии здесь возникло небольшое христианское кладбище, действующее и поныне. В другой части города на месте братской могилы воинов, убитых при взятии города, частично сохранилась небольшая часовня. Самих солдатских могил здесь давно уже нет: всю территорию вокруг часовни занимают дома разросшейся махалли (общины).
Первое постоянное христианское кладбище в Ташкенте появилось в 1860-х на окраине города, рядом с военным госпиталем. Здесь была построена сырцовая церковка, которая была освящена во имя святого великомученика и целителя Пантелеймона. Кладбище при ташкентском военном госпитале действовало с 1866 года по 1872 год. Позже на месте церковки было выстроено здание собора. В 1933-м большевики закрыли его для богослужений, после чего до 1945 года в здании располагался санитарный склад среднеазиатского военного округа. В декабре 1945 года здание было возвращено верующим и повторно освящено; с тех пор оно называется Успенским кафедральным собором.
В 1872 году после закрытия кладбища при военном госпитале возникло другое - на улице С.П.Боткина, сейчас называемое кладбищем №1. Оно располагалось за пределами городской черты Ташкента того времени. Сегодня это кладбище занимает территорию около 40 гектаров. В 1902 году там был заложен и освящен православный храм - собор Александра Невского, строительство которого было завершено в 1904 году. Это одна из трех действовавших в Ташкенте в советский период православных церквей.
Еще более крупным является городское кладбище №2 (Домбрабадское). Оно открылось незадолго до разрушительного ташкентского землетрясения 1966 года. Недавно кладбищенский православный храм был освящен, он носит имя святого князя Владимира. На Домбрабадском кладбище покоятся люди разных вер и национальностей: здесь есть и христианские, и иудейские, и мусульманские карты.
Помимо этого в Ташкенте есть несколько небольших христианских кладбищ: два в Сергелийском районе, по одному - в поселке ТашГРЭС, около Тракторного завода и на массиве Кара-Камыш. Смешанное русско-еврейское кладбище находится около завода Таштекстильмаш, еще одно расположено возле Волгоградского мемориала, а в Яккасарайском районе Ташкента на отдельном участке мусульманского кладбища существует захоронение немецких солдат, взятых в плен во время Второй мировой войны.
Олег Байрамов, информационное агентство «Фергана»