RSS Контакты
Республика Узбекистан

Узбекистан борется с организациями, которые используют религию для достижения политических и террористических целей

14.03.2011 | Новости

Узбекское правительство усиливает проверки религиозных организаций и требует от них пройти регистрацию, сообщает CentralAsiaOnline.com.

Правительство, поддерживая традиционные религии, борется с организациями, которые могут использовать религию для достижения политических и террористических целей.

«Все религиозные организации, будь это самые многочисленные, как Управление мусульман Узбекистана, Русская православная церковь или же единичные религиозные организации, имеют одинаковые права и обязанности», - сказал председатель Комитета по делам религий при Кабинете Министров Ортикбай Юсупов.

По его словам, все зарегистрированные законные организации свободны в своих действиях, и государство волнуют те конфессии, которые существуют нелегально.

«Регистрация обязательна, поскольку у нас есть несколько примеров, когда террористы Исламского Движения Узбекистана и Хизб-ут-Тахрир (ХТ), используя другие названия, завлекали ничего не сведущих молодых людей своей пропагандой, - сказал сотрудник Совета национальной безопасности (СНБ) Тимур Абдулхаиров. - При аресте их аргумент был, что эти организации не запрещены законом. Но, во-первых, это были подставные организации, а во-вторых, незарегистрированные».

По имеющимся сведениям, ИДУ использовала такие названия, как «Союз правоверных», «Исламские братья», а ХТ - «Единая Азия».

По данным Комитета по делам религий, в Узбекистане действует более 2200 религиозных организаций 16 различных конфессий. Из них мусульманских свыше 2 тысяч, 159 христианских, 8 еврейских, 6 бахай, одна группа кришнаитов и один буддийский храм.

Конституция отделяет религию от государства

Согласно конституции, религиозные организации отделены от государства и равны перед законом, и государство не вмешивается в их деятельность. «Каждый имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой», - гласит 31 статья Конституции.

Абдулхаиров говорит, что действия спецслужб этой статье не противоречат.

«После того, что произошло в Раште, в Домодедово, на Кавказе, мы просто обязаны проверять все эти незарегистрированные структуры, - сказал он. - Каждый раз, когда обнаруживаем такие организации – говорим, либо регистрируйтесь, либо сворачивайте деятельность. Других арестовываем или допрашиваем ».

Правозащитник Камол Бакирзода напоминает, что деятельность религиозных организаций также подпадает под запрет закона от 1998 года «О свободе совести и религиозных организациях», который запрещает миссионерскую деятельность.

Однако, по мнению преподавателя юрфака Узбекского государственного университета Шохиёна Хабибулло: «Закон запрещает агитацию только в школьных учреждениях, но не на территории храмов/мечетей. Там священнослужители свободны в своих действиях, если у них все в порядке с документами».

Цель – найти правонарушителей

Абдулхаиров говорит, что вопрос не стоит о запрете просветительской деятельности. «Нас волнуют незаконные террористические, а иногда просто шарлатанские организации, которые занимаются вымогательством денег у прихожан», - сказал он.

Он отметил, что Таджикистан и Кыргызстан сейчас принимают аналогичные меры.

Во время регистрации «Все документы рассматриваются исключительно через призму закона, и если в ходе проверки выясняется, что намерения учредителей носят противозаконный характер, или заявленные сведения неправдивы, в регистрации отказывается», - говорит пресс-секретарь Минюста Турабек Тураев.

По его словам, некоторые религиозные организации в ходе своей деятельности нарушают закон, в таком случае Минюст прекращает их деятельность. «Это не имеет никакого отношения к нарушению прав человека и конституционных гарантий», - сказал Тураев.

Юсупов считает, что после десятилетий запрета на религиозную жизнь во времена СССР, общество получило неограниченный доступ к первоисточникам различных мировых религий.

«Возврат к религиозным корням сопровождался формированием структур политического ислама, наблюдались процессы политизации ислама, - сказал он. - Главная задача этих сил ... состояла в изменении формы государственного устройства страны».

По его мнению, экстремистские группировки нередко называют себя «исламскими», но это определение указывает лишь на конфессиональную принадлежность их членов, а не на их деятельность, которая превратилась в угрозу национальной безопасности многих государств, включая Узбекистан.

Комитет по делам религий оказывает всяческую помощь религиозным организациям, которые противостоят радикализму, экстремизму, фанатизму, сектантству, межрелигиозной и межэтнической ненависти и другим негативным явлениям, сказал Юсупов.


URL:
Авторские колонки
Реклама