В дни Курбан-хаита 5-8 ноября традиционные мусульмане Узбекистана объединяются в мирных инициативах и против экстремизма.
«Курбан-хаит – милосердный праздник, – говорит исламовед Узбекистанского национального университета Мухаммад Юсуф Вали. - Как говорится в Коране, пророку Ибрахиму было передано повеление Аллаха принести в жертву своего сына. Когда Ибрахим уже был готов сделать это, Аллах заменил сына бараном, так как это было испытанием для Ибрахима. Этот праздник показывает нам все величие и милосердие Аллаха».
«В течении праздника мы будем молиться… за мирную и счастливую жизнь нашего государства и всех его граждан», - добавляет он.
«Государство стремится окружить заботой в эти дни всех мусульман, следующих традиционной вере – паломничество в Мекку организовывается на высоком уровне, – говорит пресс-секретарь Комитета по делам религий Шавкат Хамдамов. - В дни Курбан-хаита, являющегося общегосударственным праздником, проходят благотворительные и праздничные мероприятия, все это, чтобы сплотить мирных мусульман вокруг идеи милосердия и единства».
Благотворительные организации говорят о мире против экстремизма
В эти дни махалли собираются вместе, чтобы говорить о важности мира и спокойствия в стране.
«И хотя считается, что жертва одного барана засчитывается только для одного человека, в некоторых махаллях община покупает баранов вскладчину. После жертвоприношения, на обед приглашаются все люди из махали», – говорит представитель общегосударственного фонда «Махалла» Дилшод Картаев.
Широкие благотворительные кампании развернули Фонд «Нуроний» и Комитет женщин.
«Праздник Курбан-хаит укрепляет согласие в нашем обществе, его милосердный смысл укрепляет духовность молодежи, наших детей, – говорит официальный представитель Комитета женщин Муаззам Туракулова. - Мы, как женщины, несем ответственность за будущее нашей страны, за нашу молодежь. Мы рады, что сегодня наши граждане имеют свободный доступ к ценностям традиционного ислама».
Экологи недовольны
Однако некоторые выражают недовольство ритуалами Курбан-хаита.
«Я прошлась по городу, и заметила, что на многих перекрестках города пасутся бараны – по 10-15 голов в стаде, – говорит жительница Ташкента Севар Кудряева. - Многих баранов пастухи отпускали пастись прямо на газонах возле различных офисов... Торговать животными нужно только в специально отведенном месте, и подобная торговля недопустима на улицах современного города».
«Я живу в спальном районе, и в нашем дворе сегодня зарезали барана днем, публично, – говорит житель Ташкента Ашот Оганесян. - Это было очень отталкивающее зрелище. Раньше, этот обряд прикрывался тканью... Но сейчас все делается в открытую, и этот процесс могут наблюдать жители всех высотных домов вокруг двора. Мне очень не хочется, чтобы мои дети это видели».
Проблемой озаботились и местные экологи, которые говорят, что намерены вынести проблему на официальный уровень.
«Безусловно, мы считаем, что мусульмане имеют все права совершать обряд, так как им предписывает это их верование, но в то же время, мы призываем их быть толерантными – ведь не всем нравится наблюдать публичную «казнь» животного», – говорит представитель экологического движения «Эколенд» Егор Перепелиев.
Представитель Комитета по делам религий Ансорджон Каримов рассказал, что к ним поступило несколько жалоб из Ташкента и Ташкентской области по этому поводу:
«Все жалобы мы передаем в милицию. Это не дело, празднующие должны уважать чувства других. С нарушителями будет проведена разъяснительная работа».