Деятели ислама России, Азербайджана и Узбекистана об учителях– наставниках. Высказывания учеников и современников муфтиев Бабахановых19.04.2011 | Мнения и комментарииПортал IslamSNG.com приводит ряд высказываний исламских деятелей стран СНГ о муфтиях Бабахановых в связи с прошедшей в Ташкенте презентации книги «Динимиз фидойилари», что переводится с узбекского языка как «Подвижники Ислама». (Об этом поподробнее можно прочитать здесь). Об Учителях-наставниках с любовью В этом году исполняется четверть века после завершения мною всемирно известного учебного заведения – бухарского медресе «Мир Араб». Все эти годы во мне живет горячая любовь и признательность Узбекистану, жителям города Бухары, моим незабвенным учителям из медресе Мухторжону-дамулле Абдуллаеву, мир ему, и Абдулгафуру Раззаку Бухари. Я с огромной благодарностью помню, что именно в благословенной Бухаре развились мои религиозные чувства, любовь к учёным, к непрерывному самообразованию и самовоспитанию. Инициаторами возрождения обучения кадров священнослужителей в медресе «Мир Араб» были председатели САДУМ шейх Эшон Бабахан ибн Абдулмажидхан и его сын, казий Узбекистана, в последующем муфтий Зияуддинхан ибн Эшон Бабахан, которого всю жизнь я считаю своим учителем и наставником. С высоты нынешнего своего положения, опыта жизни и работы в качестве муфтия и председателя СМР я понимаю, что шейх Зияуддинхан был по настоящему мудрым и прозорливым руководителем, талантливым педагогом и наставником. Он чётко сформировал, и в течении всей своей жизни доводил до своих учеников из республик бывшего СССР правильную стратегию жизни: везде, в любых условиях быть образцом соблюдения шариата и тариката, то есть быть настоящим мусульманином, личным примером самоотверженного служения Аллаху пробуждать религиозные чувства мусульман, укреплять их веру в Ислам. Муфтий говорил: «Мы помогли вам развить вашу духовность, дали знания для выбора правильного пути в Исламе – это путь ханафитского суннизма, обогащённого трудами имама аль-Бухари и Бахауддина Накшбанди». Из уст муфтия Зияуддинхана я впервые услышал арабское слово «аль-васатыя», что можно передать русским словом умеренность. Муфтий обосновывал свою рекомендацию о выборе пути выпускниками медресе «Мир Араб», ссылаясь на суру Корана –«Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всём человечестве» (2:143). И еще он любил повторять хадис имама Бухари, где говорится, что Пророк Мухаммад, да пребудет с ним мир и благословение Всевышнего, сказал: «Облегчайте, а не создавайте затруднение, возвышайте благое, а не внушайте отвращение к Исламу». Призывы известного ученого и блистательного организатора исламского образования и воспитания, шейха Зияуддинхана ибн Эшон Бабахана к умеренному Исламу как лучшему пути в мусульманской религии звучат в Бухарском медресе «Мир Араб» и сегодня, где преподаватели и улемы воспитывают в этом духе своих учеников – будущих проводников этой идеи. Есть мудрая пословица: «большое лучше видится на расстоянии». В оценке великого вклада трёх муфтиев Бабахановых без этой пословицы и без эпитетов не обойтись. Выражаю надежду, что высказанные мною мысли и оценки новейшей истории Ислама и роли в ней муфтиев Бабахановых созвучны с мыслями моих коллег из стран СНГ, руководителей всемирных, международных и национальных исламских организаций. Мы должны высоко ценить свою новейшую историю и его героев, пропагандировать и распространять их духовно-нравственное наследие, опыт работы среди молодёжи, посвятившей свою жизнь служению Аллаху. Председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин
Муфтии Бабахановы видели свет в конце тоннеля гнета над верующими Хвала Аллаху за то, что в мои молодые годы дал мне великого учителя – шейха Зияуддинхана ибн Эшон Бабахана и через него – незабвенную плеяду блистательных преподавателей медресе «Мир Араб» во главе с Мухторжон-дамуллой Абдуллаевым –директором медресе. Под необыкновенно сильным вдохновляющим воздействием ауры бухарского медресе, которая на протяжении пяти веков намолена неусыпными молитвами учащихся и учителей, Всевышний Аллах дал мне ясное понимание огромной важности получения «здесь и теперь» религиозного образования для будущего служения нашей вере. Я в качестве ученика, далее помощника и коллеги своих учителей добровольно и осознанно посвятил многие годы своей жизни на невидимую обычным глазом титаническую работу по подготовке российских кадров для возрождения религиозных чувств и веры мусульман. Я уверен, что высокочтимые Эшон Бабахан и его сын и соратник, первый помощник Зияуддинхан, осознавали свою благородную миссию. Аллах удостоил меня чести много раз встречаться, общаться и сотрудничать с муфтием Зияуддинханом, и каждая встреча доставляла моральное удовольствие. Зияуддинхан-кари – хафиз Корана, ученый-энциклопедист, прекрасно владел арабским, фарси, узбекским и русским языками, был великолепным собеседником. Он был на редкость обаятельным человеком, чутким к людям, щедрым на моральную и материальную помощь, всегда поддерживал нуждающихся. Я горжусь тем, что с этим великим деятелем Ислама ХХ века много лет сотрудничал и вёл совместную работу в качестве инициативного помощника в России, где проводил исламский дават – призыв на учёбу в имамы. Занимался отбором верующей, одаренной молодежи из республик, краев и областей России для учебы в медресе «Мир Араб» – главной кузнице кадров будущих организаторов и руководителей Духовных управлений мусульман в СССР. Российские писатели любили говорить: «Да, мы все очень разные по личной судьбе, человеческим и писательским качествам, но нас объединяет то общее, что мы все вышли из гоголевской “Шинели”». Так и мы, более 150 россиян – выпускников бухарского медресе прошлого века, очень разные по личной судьбе и достижениям, но нас объединяет то, что все мы прошли школу муфтия Зияуддинхана, впитали в себя моральные ценности и личный пример нравственного поведения преподавателей медресе, воспитаны общим духом великих религиозных и культурных ценностей священной бухарской земли, где в разные века родились и жили сотни авлия – избранников Аллаха, такие как Бахоуддин Накшбанд, Абдухалик Гиждувани, непревзойдённый мухаддис имам аль-Бухари и другие великие ученые. Пусть живет и процветает священное дело Ислама, служению которому посвятили всю свою жизнь три муфтия из рода Бабахановых. В жизни их учеников и учеников их учеников пусть продолжится их трудное дело – помогать верующим быть мусульманами! И Аллах Всемилостивый и Милосердный пусть наградит упомянутых муфтиев по достоинству в мире вечном. Аминь. Председатель ЦДУМ РоссииТалгат Таджуддин
Следую наказу учителя Шейх Зияуддинхан ибн Эшон Бабахан – человек высокой культуры и большого обаяния. Учитель целого поколения учителей , богословов с глубоким знанием и опытом .Устад (наставник), обладавший огромным мастерством. Мы считали его чутким педагогом , к которому обращались как к самому близкому человеку, зная , что непременно получим верный совет и необходимую поддержку. Мы, его ученики , а потом и студенты нуждались в нем ,хотели , чтобы он поскорее открыл нам тайны нашей священной религии Ислам. Нам его ученикам, очень хотелось быть похожими на него , мы старались брать с него пример буквально во всем.Он учил нас иметь собственный цельный взгляд на окружающий мир и непрестанно повышать уровень своих знаний .Он всегда подчеркивал, что каждый человек , независимо от своего вероисповедания, должен быть еще и гражданином – патриотом своей Родины. Мы гордимся тем , что были непосредственном слушателями его вдохновенного слова , полного чувства любви к людям и призыва к дружбе и сотрудничеству между народами земли. Он прививал нам чувство уважения к интересам и заботам каждого человека, подчеркивая неповторимую ценность всякой человеческой жизни .Он учил единому Исламу , всегда предупреждал нас о разрушительной опасности сектантства, которое квалифицировал как трагедию религии. У этого благородного педагога в одном и том же классе учились студенты – сунниты и студенты – шииты , и никто при этом даже не вспоминал, к какому направлению он относится. Наказ нашего великого учителя мы, его первые ученики, несем через всю нашу жизнь. Председатель Управления мусульман Кавказа Аллахшукюр Пашазаде
Судьба великих В медресе «Мир Араб» я поступил в 1980 году. В то время в Советском Союзе строили развитой социализм Муфтия Заяуддинхана ибн Эшон Бабахана я близко не знал и видел только издалека пару раз. Конечно же, кто такой великий шейх муфтий Бабаханов – все исламские дела в бывшем СССР замыкались на этом человеке, его заместителях и его помощниках – и кто такие мы, шакирды медресе «Мир-Араб». В то время у нас не было никакого повода, чтобы быть с ним знакомым, да и близко к нему подойти мы бы никогда не посмели. Даже имя его мы все произносили с неким трепетом. Но масштаб личности муфтия Зияуддина мы начали осознавать, после того как его не стало. Ибо в день, когда он умер, замерла в трауре Бухара, Ташкент встал в оцепенении, и думаю, что все города Средней Азии, всегда кипящие, затихли и замолкли. Боясь проявления великого уважения к этому человеку со стороны ученых алимов всего мира, которые обязательно бы приехали на похороны, было велено похоронить его в день смерти. Поистине, мудрость шейха, его великие способности мы осознали потом, когда появилась возможность общаться с его соратниками. После смерти шейха Среднеазиатское Духовное управление мусульман (САДУМ) возглавил его сын Шамсиддинхан Бабаханов. Прозорливость и ум этого человека позволили ему сохранить в аппарате САДУМ всех заместителей своего отца. С самим муфтием Шамсиддинханом мне тоже не довелось быть лично знакомым – опять же, не мог посметь подойти к шейху и представиться, да и особых заслуг тогда у нас тоже не было, чтобы муфтий знал лично студентов вообще и меня в частности. Но с некоторыми сподвижниками и соратниками муфтиев Бабахановых я имел честь быть знакомым и считаю это большим счастьем. В том, что эти люди тогда состоялись как организаторы и учёные, несомненно, заслуга муфтиев Бабахановых. Отец и сын Бабахановы сумели в те непростые, атеистические времена построить и возглавить очень сильную, влиятельную и авторитетную организацию – САДУМ. Более того, они сумели привлечь к работе в Духовном управлении мусульман образованных, высококультурных, разносторонне развитых людей, имеющих и светское, и религиозное образование, воссоздать в Бухаре медресе «Мир Араб», открыть в 1971 году Ташкентский исламский институт имени имама аль-Бухари и издательство «Мовароуннахр», наладить международные связи, воспитать плеяду толковых учеников, последователей и продолжателей славного дела служения вере, Отечеству. И вместе с тем довольно продолжительное время они оказались в забвении, как будто бы не было этих великих людей в новейшей истории Ислама в бывшем СССР, Средней Азии, России… Наверное, это судьба многих великих – потомки завидуют им, но, даже начиная историю с себя, достигнуть нравственных и созидательных высот своих предшественников не могут. Хвала Аллаху, как невозможно затмить солнце, так же невозможно вычеркнуть из истории человечества великих его представителей, которые положили свои благородные жизни на служение Исламу, человечеству, простому человеку. Я искренне рад выходу в свет книги «Жизнь муфтиев Бабахановых-служение возрождению Ислама в Советском Союзе», ибо наконец у нас появилась возможность воздать должное исламским просветителям, деяниями которых началось духовное возрождение в нашей стране. И я рад отметить, что событие это состоялось в канун празднования 15-летия учреждения Духовного управления мусульман Нижегородской области, ибо истоки деятельности ДУМНО неразрывно связаны с жизнью муфтиев Бабахановых. Да благословит Аллах их род, их последователей, их друзей, их близких, облагодетельствует их Раем. Да вспомнят их потомки добрыми молитвами и благородными делами! Председатель Совета Улемов ДУМ Нижегородской области Умар Идрисов Ссылки по теме: В Ташкенте прошла презентация книги «Подвижники Ислама» на узбекском языке - 18.04.2011 URL: |
Авторские колонки
Реклама
|