RSS Контакты
Республика Узбекистан

Александр Князев: Ряд изменений в Конституции Узбекистана - формирование триумвирата

18.03.2014 | Мнения и комментарии

"Расхожее понятие "транзит власти" не всегда уместно в применении, когда речь идет лишь о планомерных изменениях конституционного устройства страны и реформировании системы государственного управления. В Узбекистане пока нет никаких признаков того, что так называемая "операция преемник" - в действии". Об этом в интервью корреспонденту ИА REGNUM, комментируя инициативу президента Ислама Каримова по внесению изменений и дополнений, которые предусматривают передачу части полномочий главы государства премьер-министру и расширение полномочий и прав правительства, эксперт по странам Центральной Азии и Среднего Востока Александр Князев.

Эксперт отметил, что нынешние изменения и дополнения, которые предусматривают передачу части полномочий главы государства премьер-министру и расширение полномочий и прав правительства, - не первые за последние несколько лет. Начало реформирования относится еще к 2007 году, когда из конституции был исключен тезис о том, что президент является главой исполнительной власти. "Де-факто в последующем эту функцию продолжал исполнять действующий президент Ислам Каримов, но это скорее эксклюзив для первого президента, подразумевающий особенность его полномочий, что не является спецификой одного лишь Узбекистана, особые права первых президентов можно найти в политических системах и ряда других стран, например, в соседнем Казахстане. В 2001 году были сокращены сроки президентских полномочий с 7 до 5 лет. Другими словами, идет плавная, эволюционная по своим алгоритмам, трансформация политической системы от жесткой президентской власти к тому стилю управления, который можно назвать коллегиальным, коллективным" - считает Александр Князев.

"В целом, все движется к двум константам. Во-первых, сближению позиций президента, правительства и парламента, что может в перспективе означать формирование на высшем уровне государственной власти некоего триумвирата, включающего, соответственно, президента, премьер-министра и спикера парламента. Во-вторых, с расширением полномочий парламента заметно повышается роль политических партий. Существующие сегодня в Узбекистане партии пока весьма далеки от классических партийных институтов, но очень важный момент, на который необходимо обратить внимание: ни одна из них не является партией лидерского типа, это принципиальное отличие ситуации в партийной системе Узбекистана от аналогичных ситуаций в Казахстане, Киргизии, Таджикистане. Усиление роли партийных фракций в парламенте дает возможность этим партиям развиваться по иному пути, нежели в названных соседних странах. Партии лидерского типа не бывают долгожителями, они, как правило, не имеют программных основ, "заточены" под конкретные персоналии, и с уходом из политики последних партии прекращают свое существование. У партий в Узбекистане есть шанс пойти по другому пути с дальним прицелом на установление реальной парламентской многопартийной системы. Можно это называть и "транзитом", только не "транзитом власти", а "транзитом политической системы" республики" - отмечает эксперт.

В тоже время специалист считает, что перемещения, ротация кадров, это все процессы неизбежные хотя бы в силу причин вполне естественных.

"Я бы отметил, что в Узбекистане заметен рост кадров нового поколения. Быстрых кардинальных замещений, изменений ожидать вряд ли приходится, но процесс этот будет идти, это неизбежно. Не могу сказать, как обстоит дело с управленческими кадрами для внутристрановых структур, но в том, что касается внешнеполитической сферы, внешнеэкономических связей, то здесь Узбекистан не просто сохранил лучшее наследие советского времени, но и существенно нарастил возможности обучения и подготовки. Скажем, ташкентский Университет мировой экономики и дипломатии, на мой взгляд, нисколько не уступает по своему качественному уровню российскому МГИМО, и молодежь очень активно включается в работу всех соответствующих государственных структур" - полагает Александр Князев.

"Вопрос с изменениями в политической системе прямо не связанный. Узбекистан - страна чрезвычайно сложная, и какие-то революционные, резкие изменения однозначно были бы не на пользу. Изменения происходят, но носят они плавный и не всегда заметный со стороны характер. Что касается внешней политики, то, убежден в этом, Узбекистан - одна из немногих постсоветских стран, действующая в соответствии со своими национальными интересами" - добавил эксперт по странам Центральной Азии и Среднего востока Александр Князев.


URL:
Авторские колонки
Реклама