Туристический маршрут по главным зиёрат-объектам Ташкента14.07.2023 | Ислам: прошлое и настоящее
За последние годы поток туристов, направляющихся к святыням Узбекистана, заметно вырос, страну признают одним из мировых центров зиёрат-туризма. Во многом этому способствовало изменение визового законодательства и развитие инфраструктуры зиёрат-туризма.
Уникальным с точки зрения зиёрат-туризма Узбекистан является благодаря своему географическому расположению. Страна находится в центре Великого шелкового пути на пересечении культур, цивилизаций и религий. На ее территории сохранились не только уникальные памятники восточной архитектуры, но и исламские, христианские и буддийские святыни.
Сегодня рассказываем немного о визах для паломников, инфраструктуре и о главных зиёрат-объектах Ташкента. Ведь Ташкент сегодня – это не только современный мегаполис, но и город со старинными объектами, куда можно совершить зиёрат-тур. Следует отметить, что мечетей, медресе и мавзолеев в городе много, мы выбрали лишь некоторые из них.
Визы для верующих
В 2018 году в Узбекистане были упрощены процедуры въезда для туристов-паломников, а на следующий год страна ввела специальные паломнические визы (Pilgrim visa). Она выдается по заявкам субъектов туристской деятельности и Комитета по делам религий при Кабинете Министров Узбекистана.
Они предназначены для тех, кто интересуется изучением культурно-исторического, религиозно-духовного наследия и традиций страны и выдаются сроком до двух месяцев. Эти визы не электронные.
В Узбекистан приезжают паломники из многих стран, чтобы найти исцеление и мудрость, посетив святые места силы и прикоснувшись к святыням.
Напомним, что для граждан Таджикистана при поездке в Узбекистан есть безвизовый режим на 30 дней.
Инфраструктура для паломников
В феврале 2019 года была подписана так называемая Бухарская декларация, в которой Узбекистан признан одним из центров зиёрат-туризма. Чуть позже рейтинг Global Muslim Travel Index включил республику в десятку самых привлекательных направлений среди стран – членов Организации исламского сотрудничества. В топ-10 также вошли такие мусульманские страны, как Саудовская Аравия, Турция, Малайзия, ОАЭ и Индонезия.
По предоставлению удобств халяльным туристам Узбекистан расположился на 18-й строчке рейтинга. Казахстан и Азербайджан, например, в этом списке занимают 19-е и 20-е места.
Развитие инфраструктуры зиёрат-туризма является одним из приоритетных направлений для бизнеса и власти. Многие новые отели в Узбекистане возводятся согласно стандарту халяль. Например, строящиеся сейчас при комплексах имама аль-Бухари в Самарканде и Бахоуддина Накшбанди в Бухаре новые гостиницы уже на стадии проектирования учитывают все требования, которые необходимы для размещения туристов-паломников. Отели расположены неподалеку от мечетей, в номерах будут указатели киблы, специальные ванны для омовения и т. д.
Действующие гостиницы также учитывают требования для туристов-паломников: во всех номерах есть указатели киблы, а молитвенные коврики можно взять у администрации. Во время месяца Рамадан постояльцы могут совершать ночное разговение – ифтар.
А далее предлагаем вам топовые достопримечательности для паломничества по Ташкенту.
Ансамбль Сузук-ота
Архитектурный комплекс в Ташкенте посвящен наставнику всех ремесленников Сузук-Ота. Он славился своими талантами, умением сплачивать народ, поступками, чем вызывал большое уважение у местных жителей.
Площадь Сузук-ота расположена в оживленном и очень интересном месте, на перекрестке улиц Кукча Дарвоза и Самарканд Дарвоза.
Комплекс состоит из мечети и мавзолея, сооруженные еще во времена правления Амира Темура в 1392 году. В 2019 году состоялась большая реконструкция этого культового сооружения - вокруг него на площади 6,5 гектара теперь разбит просторный сквер и построен архитектурный ансамбль, включающий большую пятничную мечеть с двумя минаретами, арку, магазин сувениров, библиотеку, фонтаны и квартал ремесленников.
Этот интересно: Кстати, Сузук-Ота - внук знаменитого суфийского наставника Ахмада Яссави. Получивший от рождения имя Мустафокул, Сузук-ота родился в 1140 году в кишлаке Корачук вблизи города Туркестана, носившего тогда название Яссы.
Он был младшим сыном Гавхари Хуштодж - единственной дочери Ахмада Яссави. Согласно преданиям, знаменитый дед, приветствуя своего внука, часто приговаривал: «Менинг сузугим, хуш келибсиз!» («Мой дорогой, любимый (сузугим), добро пожаловать!»). Поэтому окружающие стали называть мальчика Сузук.
По достижению совершеннолетия он покинул Яссы и поселился в тогда еще безлюдной холмистой местности на южной окраине Ташкента. Пригласив со своей малой родины близких друзей - чтецов Корана, мастеров-ремесленников, строителей и земледельцев, Сузук-ота добился процветания этой местности. Умер он в 1217 году. А его махалля стала известна в Ташкенте как один из центров ремесел.
В тридцатые годы XX века мавзолей был разрушен. Мечеть и медресе закрыли, превратив всю территорию в предприятие по производству металлических изделий. Сама махалля носила названия «Баумана», «Коминтерн», «Кахрамон» и «Обод». После обретения Узбекистаном суверенитета махалле вернули название «Сузук-ота».
Медресе Абулкасым Шейха
На проспекте Бунёдкор в Ташкенте, недалеко от здания парламента республики находится один из значимых архитектурных памятников – медресе Абулкасым Шейха. В нем располагается центр национального прикладного искусства Академии художеств Узбекистана.
Здание медресе было построено в середине XIX века у стен ханаки XVIII века «Муйи Муборак», в которой, по преданию, хранится несколько волосков из бороды пророка Мухаммада. Согласно некоторым источникам, возраст медресе гораздо древнее, и первые постройки на его месте относятся к XVI веку.
Медресе выполнено в стиле восточного ренессанса и представляет собой прямоугольное строение с небольшим внутренним двориком, по периметру которого растут фруктовые деревья и виноградник. Первоначально строение было одноэтажным и входило в комплекс, состоящий из мечети, бани и медресе. Во время восстановления медресе после землетрясения в 1864 году к нему пристроили второй этаж.
Фасад медресе украшают арочные ниши и угловые башни с бирюзовыми куполами. Когда-то его внутренние стены были декорированы выдержками из Корана. До наших дней дошла только каллиграфическая надпись синего цвета в отделке мехраба. Она представляет собой четверостишие, объясняющее назначение здания - «Величественный храм святых волос Пророка», и содержит в зашифрованном виде год окончания строительства медресе - 1849.
Сегодня под сводами этого старинного здания кипит творческая жизнь. Здесь юные дарования трудятся бок о бок с признанными мастерами народных промыслов, которые всегда готовы поделиться секретами ремесла. У любителей прикладного искусства, заглянувших сюда, есть возможность не только понаблюдать за работой искусных ювелиров, чеканщиков, художников лаковой миниатюры, резчиков по ганчу, золотошвей и других мастеров, но и приобрести на память самобытные сувениры ручной работы.
Это интересно: основателем медресе считается ташкентский ишан Абулкасым Шейх. Будучи последователем суфистского учения Бахоуддина Накшбанди, известный религиозный деятель потратил большие деньги на постройку медресе. А после его открытия ежегодно оплачивал обучение 150 студентам, которые постигали здесь не только азы Ислама и различные науки, но также осваивали традиционные художественные ремесла.
Историки отмечают посредническую роль Абулкасыме между колониальными властями и мусульманским населением во время «холерного» бунта в 1892 году. Поводом к народному возмущению явились санитарные меры против эпидемии холеры в Ташкенте, унесшей более 2000 жизней. Известно, что благодаря заступничеству шейха, удалось избежать массовых репрессий и смягчить участь участников волнений.
Спасший от смерти многих людей, шейх Абулкасым сам скончался от холеры во время этой эпидемии. О его смерти до сих пор ходят легенды. По одной из них, Абулкасым объявил, что избавит город от холеры, принеся себя в жертву и принимая все горе, постигшее ташкентцев, на себя. Говорят, что шейх умер 4 июля 1892 года, а через день холера в Ташкенте прекратилась. С тех пор благодарные жители города называют медресе, построенное под его началом – медресе Абулкасыма.
Комлекс Шейхантаур
Если вы ценитель истории, запомните слово Шейхантаур - оно послужит своеобразным паролем для входа в атмосферу старого Ташкента.
Комплекс Шейхантаур - это древнейшие постройки, сохранившиеся в Ташкенте до наших дней. Именно здесь был похоронен великий суфий - шейх Хаванди ат-Тахур (Шейхантаур), а позже и другие знатные люди - правители Ташкента и их соратники.
До нашего времени сохранились лишь три постройки из многих мавзолеев, мечетей и надгробий, еще столетие назад составлявших комплекс Шейхантаур.
Сердце этого комплекса - сам мавзолей Шейхантаура, который был сооружен над могилой знаменитого суфия по приказу Амира Темура в конце XIV века. Он не отличается пышным убранством и вполне соответствует духу самого шейха Хаванди ат-Тахура, который проповедовал скромность и аскетизм: здание привычной формы, построенное из обыкновенного кирпича, дополняет лишь небольшая сине-голубая мозаика из майолики над входом.
Мавзолей состоит из двух помещений, в одном из которых погребен сам Шейхантаур, а в другом - его супруга и сын.
Это интересно: Шейх Хавенди ат-Тахур родился в XIII веке. Он был Саидом - потомком пророка Мухаммада. Его отец, Шейх Умар, прямой потомок халифа Умара ибн ал-Хатаба, был посвященным суфием, и прибыл в Ташкент в конце XII века с целью распространения ислама на территории Средней Азии.
По легенде Шейх ат-Тахур, совершал путешествие в город Туркестан (в нынешнем Казахстане), где постигал основы философии Ахмада Яссави. После длительного путешествия он вернулся и поселился у святого источника, с которым была связана другая красивая легенда.
Когда-то из этого источника била вода «вечной жизни», а на берегу его, в тени деревьев, отдыхал сам Искандер Зулькарнай, то есть сам Александр Македонский. На этом месте и был похоронен сам Шейх ат-Тахур. У его могилы много тысяч лет произрастает дерево. Ствол этого дерева сохранился до наших дней.
В тени деревьев, в которых утопают эти старинные сооружения, создается особая обстановка, заставляющая забыть о том, что вы находитесь в современном городе. А благодаря близости святыни и осознанию древности этого места, здесь всегда чувствуется умиротворение и спокойствие. Возможно, именно из-за этой особенной атмосферы Шейхантаур всегда являлся местом притяжения и источником вдохновения людей искусства.
Медресе Кукалдош
Одно из главных архитектурных достопримечательностей Ташкента - медресе Кукалдош. Это самое крупное медресе и один из наиболее известных исторических памятников города. Найти его не сложно, оно находится в районе площади Чорсу и ташкентского Регистана. В IX и X веках именно здесь находились Кешские крепостные ворота, одни из трех городских ворот.
Кукалдош - одно из крупнейших медресе XVI века, сохранившихся в Центральной Азии. Оно построено из жженого кирпича по традиционному для медресе принципу: большой внутренний двор, окруженный кельями-худжрами, дарсханой (комнатой для занятий) и мечетью.
Фасад открывается изящным входным порталом высотой почти 20 метров (пешток), двухъярусными балкончиками с неизменными угловыми башнями - гульдаста. На портале сохранились остатки декора - майолика и глазурованные кирпичи. На окнах медресе есть специальные солнцезащитные решетки - панджара, в узорах которых внимательный посетитель может разглядеть вплетенные в рисунок имена, священные для любого мусульманина - Аллаха и пророка Мухаммада.
Медресе Кукалдош было построено во времена правления династии Шейбанидов визирем, приближенным к ташкентским султанам Барак-хану и Дервиш-хану. Визирь носил прозвище «кукалтош» («кукалдош»), что в переводе означает «молочный брат хана».
Это интересно: Объект неоднократно ремонтировался и реставрировался, поэтому нынешний облик здания значительно отличается от первоначального, хотя по размерам и архитектурному замыслу этот памятник древнего зодчества не уступает известным медресе Бухары и Самарканда.
Как и любое медресе, Кукалдош было учебным заведением. Однако на протяжении нескольких веков своего существования чего только медресе не «повидало».
Например, в XVIII веке здесь был караван-сарай, в котором останавливались приезжие купцы. На это время приходится разрушение венчающих медресе башен - гульдаста. Позже, в XIX веке медресе Кукалдош было крепостью кокандских правителей. В 30-х годах XIX века при Беклер-беке венчающие мечеть и дарсхану голубые купола и второй этаж келий были разобраны на кирпичи для постройки других зданий и позже восстановлены силами ташкентских мастеров.
С медресе Кукалдош также связано множество легенд. Например, считается, что долгое время оно служило местом казни - с самого высокого парапета центрального портала на прилегавшую к медресе Шейхантаурскую улицу сбрасывали в мешках неверных жен, что должно было служить наглядным примером преимуществ высоконравственной жизни. Еще одна легенда повествует о необычном раскидистом фисташковом дереве, которое в течение нескольких сотен лет росло прямо на одном из куполов медресе и считалось священным.
В середине XX века, во времена Союза в здании медресе Кукалдош располагалась выставка, активно пропагандирующая атеистический образ жизни. До недавнего времени в медресе был музей узбекских национальных инструментов.
В годы независимости здание медресе было полностью отреставрировано по сохранившимся фотографиям 80-х годов XIX века, ему вернули роль духовного учебного заведения. С угловых башен медресе муэдзины призывают верующих на намаз, в левой части здания проходят занятия для живущих в худжрах студентов, в правой - проводятся религиозные богослужения.
На одной из стен медресе Кукалдош выгравирована надпись, как нельзя лучше отражающая судьбу архитектурного памятника: "смерть является неизбежностью человека, но произведенные им работы остаются навечно".
Комплекс Хазрати Имам
Одним из духовных памятников Ташкента является ансамбль Хазрати-Имам, называемый в народе Хаст-Имам. Располагается площадь в глубинке старого города, пережившем сильнейшее землетрясение в 1966 году.
В результате частых землетрясений, войн, да и просто под воздействием времени многие здания ансамбля утратили часть своего декора. В 2007 году после реставрации отдельных старинных зданий, строительства новых и благоустройства территории он предстал перед жителями и гостями Ташкента во всей своей прелести и величии.
Своим именем комплекс обязан одному из первых и самых почитаемых имамов Ташкента, настоящее имя которого - Абубакр Мухаммад Каффал Шоши. Он прославился как великий мусульманский ученый, который получил прекрасное образование в медресе Ташкента и Багдада, являлся учеником великого историка ат-Табари и обладал отличным знанием Корана и хадисов, мусульманского права и лексикологии. До нас дошли и некоторые стихи имама, а также сведения об его особом мастерстве в изготовлении замков (отсюда и прозвище Каффал - в переводе «замочник»).
Каффал Шоши пользовался большим уважением у народа, и после его смерти в 976 году могила святого, похороненного в саду Боги-Кейкаус у стены древнего Ташкента, стала местом паломничества мусульман. В XVI веке над захоронением имама был воздвигнут мавзолей, а вся часть города вблизи него стала называться Хазрет Имам (Хаст Имам - «Великий Имам»).
Однако центральным сооружением комплекса в то время считалось медресе Барак-хана XVI века. К нему относились два мавзолея и библиотека, богатая рукописями восточных авторов. Мечеть Тилля-шейха, построенная в 1856-1857 годах, тоже является частью ансамбля Хазрат Имам и находится напротив медресе Барак-хана. Эта поныне действующая мечеть-намазгох, название которой переводится как «золотой шейх», обязана своим появлением кокандскому хану Мирза Ахмеду Кушбеги и, по легенде, хранит в своих стенах золотой волос пророка Мухаммада.
Молитвенный зал квадратной формы отделен от входа перегородками и представляет собой зимнее помещение для молитв. Перед мечетью также пристроен айван (галерея) для молитв на открытом воздухе, есть два минарета по бокам, библиотека и хозяйственные помещения. Оконные проёмы мечети украшены традиционной панджарой (узорные решетки из ганча). Внутри мечети можно обнаружить михраб (молитвенная ниша в стене) и минбар (кафедра с лестницей, откуда читается молитва во время намаза).
Это интересно: Площадь Хазрат Имам известна, прежде всего тем, что именно здесь хранится знаменитый подлинник Корана Халифа Османа, относящийся к середине VII века и написанный на выделанной шкуре оленя. Уникальность этой реликвии заключается в том, что на некоторых его страницах сохранились капли крови Халифа Османа.
Эта священная книга была привезена в Самарканд Амиром Темуром, однако в 1869 году генерал фон Кауфман отправил реликвию в императорскую библиотеку в Санкт-Петербург. После долгих скитаний, в 1924 году реликвию перевезли в Ташкент, где Коран хранился в Музее истории народов Узбекистана.
В начале 90-х годов XX века Коран Халифа Османа по инициативе Ислама Каримова был передан Духовному управлению мусульман Узбекистана. В 2007 году напротив медресе Барак-хана, на месте бывшего медресе Муй-Муборак (XVI в.) было выстроено новое здание Духовного управления мусульман Узбекистана, а также специально для священной реликвии - музей, где сегодня под стеклом хранится знаменитый Коран Османа. Здесь же содержатся более 22 тысяч религиозных книг.
Здания ансамбля заметны издалека, и их величие создает особую атмосферу в этой части города. Особенно красиво они выглядят ночью, когда благодаря специальной подсветке создается впечатление парящего в воздухе миража из восточной сказки.
Мавзолей Шейха Зайниддин-бобо
В Ташкенте, в районе Кукча, где некогда стояла крепость и одни из ворот в город, находится мавзолей. Построена достопримечательность была как дань памяти Зайниддина-бобо в XIV веке, спустя много лет после его смерти.
Отец Зайниддина - Шихабуддин Сухраварди - был основателем ордена суфиев Сухравадия. Сын пошёл по его стопам и однажды был отправлен в Ташкент для проповедования учения в регионе.
Так он попал в Кукчу, один из старинных районов. Посвятив всю свою жизнь духовности, он читал лекции, просвещая население. XI-XII века были сложным периодом в жизни народов Средней Азии, многие города были практически уничтожены войском Чингизхана.
В этот период учение Зайниддина-бобо сыграло огромную роль в сплочении народа. Обладая большими знаниями и пронзительным умом, он обращался в своих речах к сердцам людей, говорил именно те, слова, в которых они нуждались в трудное время, чем завоевал всеобщую любовь. За это его и стали звать «бобо» - «дедушка».
Прожив 95 лет, Зайниддин-бобо оставил большой след в духовной истории народа.
В XIV веке Амир Темур отдал приказ о строительстве мавзолея в честь суфия. Место для здания было выбрано не случайно - тут находилась древняя чилляхона, келья, где молился и жил шейх. Это строение XII века, на сегодня одно из старейших на территории Ташкента, которое продолжает функционировать.
Это интересно: Здание мавзолея Шейха Зайнутдина-бобо реставрировалось, но основные его черты сохранены. Взять хотя бы полумесяц, венчающий купол. Он был отлит из свинца ещё в период строительства здания и сохранился до сих пор. Над входом в здание указано имя мастера, руководившего строительством - Мир-Шараб Абду-Мумин угли.
Конструкция сильно напоминает простейшую обсерваторию. Из кельи можно было наблюдать движение звёзд. Из-за этого вокруг кельи сложилось немало легенд.
Одна из них гласит, что келья была соединена подземным ходом к площади Хаст-Имам. Было ли это так или нет, в наше время достоверно узнать не представляется возможным. Холм, на котором расположена келья, называют «Холмом мудрых», и современная версия происхождения этого названия гласит, что именно из-за своей второстепенной функции - наблюдение за небесными телами.
Примечательно, что некоторые элементы изначального строения сохранились до наших дней - например, кирпичные стены чилляхоны, возведённые в XI-XII веках. Также подлинные и вещи, которые находятся внутри. Это кувшины, фрагменты майолики, остатки старых надгробий и деревянной резьбы.
Ссылки по теме: https://asiaplustj.info/ru/news/centralasia/20230713/turisticheskii-marshrut-po-glavnim-ziyorat-obektam-tashkenta URL: |
Авторские колонки
Реклама
|